Сочинения по литературе

Оноре де Бальзак Жизнь и творческие произведения писателя

0

Оноре де Бальзак… У французского литературного критика и публициста Андре Моруа есть биографическое произведение “Прометей, или Жизнь Бальзака” - книга о творце “Человеческой комедии”, великом реалисте Бальзаке. Сравнение романиста с Прометеем можно понимать по-разному. Бальзак - похититель божественного огня, который дал искру жизни бесчисленной толпе персонажей, рожденных его воображением. С образом титана ассоциируется подвижницкая работа человека, который за 20 лет творческой работы создал более чем 70 шедевров “Человеческой комедии”, который каждый день работал 12-15 часов подряд. Жизнь Бальзака - настоящий подвиг. И сам великий романист отмечал: “Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я отдаю предпочтение Прометею”.
Отец о жизни Бальзака. Ознакомившись с судебными делами и процессами, юношей я отправился в Париж. Я очень интересовался историей, правом. И хотя у меня не было почти ничего из имущества, я сделал неплохую карьеру - стал членом Королевского совета и в возрасте 51 года вступил в брак с Лорой Саламбье. 20 мая 1799 г. у нас родился второй ребенок - сын Оноре. Он был всегда веселый, ласковый. Но его мать не признавала ласок и поцелуев. Она очень любила роскошь, хотела всем нравиться, и это портило ее характер. Наш мальчик был необыкновенным - жил в мысленном мире, слышал божественные аккорды, которых, кроме него, никто не слышал. Когда Оноре исполнилось 8 лет, моя жена решила отдать его в Вандомский колледж. Тяжело было расставаться мальчику с сестричкой Лорой, так как она была его наилучшей подругой. Сыну не понравилось учиться в этом колледже, так как предметы преподавались кое-как, а дисциплина была суровой.

Он очень любил читать, уже тогда увлекся писанием, но хорошим учеником все равно не был. Нас стало беспокоить и здоровье ребенка, так как он выглядел больным, на обычные вопросы растерянно молчал. 22 апреля 1813 г. мы забрали сына домой. Я сам любил читать, книжные шкафы занимали почетное место в нашем доме. У меня были произведения римских и французских писателей, работы философов, историков, иллюстрированные издания, посвященные Китаю. Оноре незаметно прокрадывался в мой кабинет и часами читал Руссо, Вольтера, Шатобриана.

Ученик Турского колледжа. В июле 1814 г. в наш класс был зачислен Оноре де Бальзак. Мы, товарищи Оноре по колледжу, видели, как он страдал от жадности матери. Нам из домов родители передавали вкусную пищу, а Оноре грыз черствый хлеб. Часто мы называли его “бедняга Бальзак”. Но он говорил, что в один прекрасный день ослепит нас своей славой. На каком же поле деятельности? Он сам этого не знал, но уже тогда ощущал нечеловеческую силу.

Сестра Лора. В ноябре 1814 г. наша семья переехала в Париж. Оноре отдали в пансион Лепитра. 29 сентября 1815 г. его отпустили с аттестатом, где было указано, что он трудолюбивый ученик. Он посещал занятия в лицее Карла Великого, брал уроки танцев. Нашей матери очень хотелось, чтобы ее сын стал гением, поэтому отношения с ним были чрезвычайно суровые, хотя она его по-своему любила. Мой брат легко писал, я сохранила для семейного архива одно из его произведений. 4 ноября 1816 г. Оноре был зачислен слушателем факультета права в Сорбонне, а через 3 года ему был выдан диплом бакалавра. Но мой брат не захотел останавливаться на достигнутом. Он выучил другие науки. У него никогда не было денег, и все равно женщинам он всегда нравился. Брат даже выиграл у бабушки пари, когда одна из хорошеньких женщин Парижа ответила ему взаимностью. Красивые глаза, которые излучали ум и молодость, а также захватывающие речи принесли ему победу. Бальзак, который всегда был в долгах, задолжал немалые деньги и булочнику, который поставлял ему свои изделия. Потеряв надежду получить деньги, продавец пришел к Бальзаку с просьбой:





* - Господин Бальзак, за те деньги, что вы мне должны, напишите хотя бы рекламу для моего предприятия!
* Бальзак согласился и предложил торговцу вывесить такую табличку: “Наши изделия очень любит и охотно покупает сам великий Бальзак”. Немного спустя булочник снова пришел к Бальзаку - на этот раз с жалобой;
* - Ваша реклама разорит меня!
* - Неужели у вас перестали покупать булки?
* - Наоборот, покупают больше, чем когда либо! Но покупатели говорят: то, что любит покупать великий Бальзак, они хотят покупать так же, как и писатель - взаймы!

Бальзак прожил всего 50 лет, а оставил большое наследие. Сначала его творчество тяготело к классицизму (стихотворная драма “Кромвель”), были попытки писать в романтическом направлении (”Шуаны”). Влияние романтизма обозначилось на всем творчестве писателя. От романтиков пришло к Бальзаку чувство историзма, понимание связи личной судьбы человека с национальной жизнью эпохи. Он рисует колоритные характеры, его романы наполнены драматизмом, противоречиями и контрастами, он не боится гиперболы, гротеска, исключительных ситуаций, загадок и символов. И все эти элементы переосмысливаются в других творческих целях - ради реалистического осмысления действительности. В отличие от романтиков Бальзак брал за основу творчества не воображение, а наблюдение за фактами действительности: шутя, он называл себя “доктором социальных наук”. Главным достижением романиста была его эпопея “Человеческая комедия”.

Эпопея. Термин был предложен еще в Древней Греции и означал сначала собрание народных песен и сказаний о каком-то выдающемся историческом событии или историческом герое. Эпопея в современном значении - это роман или цикл романов, где отображены большие исторические события, жизнь как отдельных людей, так и целых семей. “Человеческая комедия” стала попыткой постигнуть сдвиги в обществе после Июльской революции 1830 г., воссоздать тот неистовый ритм, в котором происходили изменения. Это дело всей жизни Бальзака. Всего он задумал 150 произведений, успел написать 98 романов и новелл, которые вместе составляют единую социальную эпопею его времени.

Первым шагом на пути к “Человеческой комедии” стало обращение романиста к жанру “физиологического очерка” - художественной публицистики, которая затрагивала современные темы и разрабатывала богатый материал социально-бытовых и психологических наблюдений. Со временем писатель использует этот материал для создания новелл. Именно так возникло его всемирно известное произведение “Гобсек” (1830). С начала 30х годов Бальзак пишет большие прозаические произведения - романы и повести: “Шагреневая кожа” (1830-1831), “Евгения Гранд” (1833), “Отец Горио” (1834), “Темное дело” (1841). Еще на ранних этапах творчества писатель проявил склонность писать произведения циклами, вследствие чего возник замысел объединить их в эпопею (ее план сформировался в 1834 г). В 1840 г. появилась и название “Человеческая комедия”. В эпопею вошло почти все, созданное Бальзаком в 30- годы, и написанное после 1842 года: романы “Утраченные иллюзии” (1837-1843), “Кузина Бетта” (1846), “Кузен Понс” (1846-47) и т.п. Последний роман “Крестьяне” остался незавершенным.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бальзак О.

Оноре де Бальзак на пороге зрелости | Сочинение по литературе
Родители надеялись, что после окончания учебы Оноре займется юридической практикой и очень скоро упрочит бла­госостояние семьи. Но тщеславный юноша мечтал совсем о другом: он решил стать

Оноре де Бальзак — слава и гордость Франции | Сочинение по литературе
Оноре де Бальзак — великий французский писатель-реалист. Его заслуга в развитии мировой литерату­ры заключается прежде всего в том, что он поднял жанр романа до вершин художественного

О творчестве Оноре де Бальзака | Сочинение по литературе
Творчество Оноре де Бальзака развивалось под влиянием французской (Ф. Рабле, П. Корнель, Мольер) и английской (Л. Стерн, В. Скотт, Дж. Байрон)

«Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом - я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне - я уйду» (по романам А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и О. де Бальзака «Евгения Гранде») | Сочинение по литературе
В мировой литературе выведены замечательные женские образы. Часто они являются воплощением авторского идеала или, по меньшей мере, собранием тех качеств и черт, которые сам писатель ценил в женщине.

Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака) | Сочинение по литературе
Перу классика французской литературы – Оноре де Бальзака – принадлежит огромное количество произведений. На их страницах писатель вел наблюдения за человеческой природой и отношениями, за нравами и

Сочинение–обращение к писателю Оноре де Бальзаку («Озорные рассказы» - шутливые новеллы Оноре де Бальзака) | Сочинение по литературе
Оноре де Бальзак – великий французский писатель, расцвет творчества которого пришелся на начало XIX столетия. Его излюбленными героями были молодые люди, начинающие свой путь с честных и чистых

Жизненная философия Гобсека | Сочинение по литературе
Размышляя над тем, что может сделать человека счастливым, старый ростовщик утверждает, что почвой счастья является независимость человека от внешних обстоятельств, когда не человек покоряет миру, а

Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде") | Сочинение по литературе
Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу

Идея повести О Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
В мировой и украинской литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писательство

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в мире не знала таких жестоких испытаний и так не закалилась, как

Фото Бальзак О.

 Изменить 
Бальзак О.

Бальзак О. - Биография

    БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.
    В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.
    Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны – Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).
    Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.
    Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).
    Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845–1846).
    Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832–1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.
    В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов – Дело об опеке (L'Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов – Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов – Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831–1834), Дочь Евы (Une Fille d've, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них – ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d'oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l'absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838–1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка – La Fille aux yeux d'or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э.Золя и натуралисты, М.Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l'trangre, тт.1–2 опубл.1899–1906; тт.3–4 опубл.1933–1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.
 Изменить