Сочинения по литературе

Основа сюжета произведения Вольтера «Простак»

0


Внимание Вольтера и как писателя, и как мыслителя была сосредоточена вокруг проблемы жизни человека в обществе. Первоочередной задачам он видел здесь необходимость выработать рациональным путем - через обобщение соответствующего общественного опыта - стержневые принципы человеческого существования, причем смысл жизни отдельной индивидуальности он рассматривал в незыблемой связи со всем человеческим сообществом. Затем поиск соответствующей социальной организации - главная цель многих философских трактатов и художественных произведений просветителя. По мнению Вольтера, уже первоначальные люди жилы в сообществах, и “общественный залог” есть “естественным” для человечества.

Другая проблема, которой также проникался мыслитель, - это проблема морали. Лишь моральные принципы, как он считал, способны быть эффективным регулятором человеческого поведения, которое, собственно, и разрешит гармонизованную связь отдельной личности с другими людьми, и построить такое общество, которое будет отображать их общие интересы. И здесь Вольтер обращается к понятию “естественность”, поскольку, по его мнению, нравственность не содержит в себе внешнего, божественного начала, а спорит в человеке природой в форме “естественных законов” ее поведения. При этом мыслитель считал, что не существует каких-то врожденных моральных принципов - все они формируются в сознании личности в процессе ее жизнедеятельности.

Все указанное довольно оригинально и интересно отразилось в повести “Простак”. За своими жанровыми признаками это - философская повесть, в котором философском просветительском тезисе подчиняются все изобразительные средства: собственное это произведение, в котором философские мысли писатель воплощен в художественную форму.

В основе сюжета произведения - история молодого француза, который в детстве попал к племени индейцев - гуронов, где он прожил к своему совершеннолетию. Со временем он попадается в Европе, сначала в Англии, а потом во Франции, где, собственно, и разворачиваются события повести. Гурона прозвали “Простаком”, поскольку он всегда старался говорить людям лишь правду и придерживатся тех принципов в жизни, которые были подсказаны ему “сердцем”. Как известно, подобное входило в просветительский моральный кодекс дикаря, который сторонится неправды и обмана, во всем полагается на свои “естественные” чувства и желание, которые благодаря своей естественности не могут быть аморальными.

Во Франции Простак встретился с настоящей “цивилизацией”, которая постоянно вызывает у него искреннее удивление, а иногда и просто непонимание. Он как человек, что привыкший смотреть на действительность, чистосердечно признает, что в “цивилизованной” стране все построено на “неразумных”, “противоестественных” принципах.

Гурон становится христианином, но когда читает Библию, у него возникают такие вопросы, на которые священники католики не могут дать понятного ответа. Больше того, почти сразу он приходит к выводу: что между библейскими предписаниями и самой жизнью существует непреодолимая пропасть.” Я вижу, что у вас здесь каждого дня происходит много таких вещей, о которых нет ни одного слова в вашей книге, и не выполняется прочь ничего из того, что в ней записано: признаю, что это меня приводит в удивление и разъяряет”, - говорит он, имея ввиду Библию. Простак искренне влюбился в Сентив, которая ответила согласием, выйти за него замуж. Тем не менее, здесь оказывается, что разрешать этот вопрос должны не влюбленные, а их родители. Ситуация усложняется тем, что, согласно стечению обстоятельств, крестной мать Гурона была прекрасная Сентив, и теперь они не могут вступить в брак из-за того, что в глазах общества это есть “грехом”.



В это время в повести разворачиваются другие события, которые в дальнейшем кардинально изменили судьбу главного героя. Одного дня к побережью Франции прибыла вражеская эскадра, и именно Простак благодаря своей смелости и отваге помогает победить захватчиков. Гурон, рассчитывая на заслуженную благодарность от короля, спешит к Версалю, но получает не вознаграждение за свои военные подвиги, а попадается к Бастилии.

В тюрьме Простак оказывается в одной камере с янсенистом, представителем секты протестантов, которые жестоко преследовались правительством. Хотя герой во многом не разделяет взглядов своего нового товарища (не может, например, согласиться с теорией о бесконечном Боге, милосердие), под руководством янсениста Гордона он получает европейское образование, знакомится с науками, новейшими философскими системами. Изучая историю человечества, Простак доходит вывода постороннего наблюдателя, которым в самый раз и могла быть лишь “естественный человек”: “История человечества является ничем другим, как картиной преступлений и несчастье”.

Рассуждая над характерами “естественных” и “цивилизованных” людей, Простак сразу же склоняется в своих симпатиях к первым, а не ко вторым. Он, в частности, сознается: “Мои американские соотечественники никогда бы не обратились к такому жестокому обращению, которое я сейчас ощущаю на себе: им бы это просто не спало на мысль. Их называют дикарями, а они хотя и грубые, но отмечаются добропорядочностью, вместе с тем как жители этой страны хотя и утончены, но злосные мошенники”.

Интересно, что янсенист начинает ощущать на себе положительное влияние “нецивилизованного” Простака. Гордон, например, заимствует у него некоторые моральные принципы, изменяет свое отношение к любви после рассказа Простака о своих чувствах к Сентив. Раньше янсенист смотрел на любовь как на проявление греховного начала в человеке, а теперь он начинает понимать, что оно способно морально превознести личность.

Тем не менее, самое главное для Вольтера оказывается то, что сам Простак начал существенно изменяться под влиянием просвещения. Здесь писатель старается в значительной мере смягчить кричащие крайности руссоистской концепции “естественного человека”. Философская идея Вольтера заключалась в том, чтобы сделать “дикаря” полезным членом общества. Простак искренне признает: “Я склонен поверить у метаморфозы, поскольку из животных я превратился на человека”. Конечно, Простак усвоил от своего товарища лишь “полезное” и не отказался от своей привычки смотреть на вещи глазами “естественного человека”.

Сентив прибывает к Парижу для того, чтобы спасти своего возлюбленного. Первое, что она встретила и ощутила на себе - это равнодушие чиновников. Один из них откровенно сознается: “Я не имею права делать добро; вся моя власть заключается лишь в том, что время от времени я могу делать зло”.

Ради спасения Простодушного Сентива, что была наделенная привлекательной внешностью, пошла на страшное моральное преступление: она покорилась домогательством распущенного вельможи, но не смогла пережить бесчестия и умерла на руках у жениха. Таким трагическим финалом Вольтер заканчивает свою повесть, в которой он попробовал выпукло изобразить все недостатки своей пасмурной эпохи и “цивилизованного” общества. По его мнению, нельзя ожидать положительных изменений в стране, граждане которой даже не замечают того, за какими жестокими принципами они живут. Раскрыть им глаза на настоящую сущность вещей может лишь “нецивилизованный дикарь” Простак, взгляд которого свободный от общественных недостатков и предрассудков.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Вольтер Ф.-М.

Проблема добра и зла в комедии Вольтера «Простак» | Сочинение по литературе
Настоящее имя - Жан-Франсуа Аруэ. «Это был не человек, это было - время», - так сказал В. Гюго о выдающемся французском просветителе, философе, ученом, поэте, драматурге, прозаике, защитнике

Философские раздумья Вольтера в повести «Простак» | Сочинение по литературе
Философская повесть - трудный и интересный жанр, интеллектуальная игра ума, Он объединяет в себе и эссе, и памфлет, а автор выдвигает идее или смеется над этими идеями и событиями.

«Простак» Вольтера, как зеркало жизни эпохи Просвещения | Сочинение по литературе
К какой эпохе принадлежит творческая деятельность Вольтера? Творчество Вольтера является слоговой частью эпохи Просвещения, которая является философско-идеологическим течением XVIII ст. и

«Я родился свободным как ветер» («Простак» Вольтера) | Сочинение по литературе
Просвещение конца XVIII - начала XIX столетия называют литературной эпохой, которая всколыхнула литературную жизнь. Это было начало возникновения сентиментализма как направления в литературе,

Известнейшие философские повести Вольтера | Сочинение по литературе
В XVIII столетии в странах Западной Европы возникает новое идейное движение, которое вошло в историю под названием Просветительства. В мировоззренческой системе этого движения через культ ума была

Собрание сочинений Вольтера, вышедшее в 1784—1789 годах | Сочинение по литературе
Вольтер (псевдоним; настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, 1694—1778) — один из вождей просветителей, поэт, драматург, прозаик, автор философских, исторических, публицистических сочинений, сделавших его

Вольтер писатель рационалистического типа | Сочинение по литературе
Вольтер-просветитель раскрывает прежде всего идейную борьбу эпохи, столкновение противоположных мировоззрений. Поэтому и человек им характеризуется главным образом со стороны его сознания Герои у

Философские произведения Вольтера | Сочинение по литературе
Сравнительно поздно Вольтер обращается к философской повести. Первые его произведения в этом жанре («Видение Бабука», «Мемнон», «Путешествие Сакраментадо», «Задиг, или Судьба») написаны в какой-то

Сила Вольтера как мыслителя | Сочинение по литературе
Разумеется, материализм его был непоследовательным, в основном механистическим, не распространявшимся на развитие общества. Но, тем не менее, некоторые вопросы литературы и общественной жизни

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер | Сочинение по литературе
Родился он в Париже, его, предки были буржуа. Дед его был купцом, торговал сукном, а отец его получил юридическое образование и купил должность нотариуса (должность переходила по наследству). Вскоре

Фото Вольтер Ф.-М.

 Изменить 
Вольтер Ф.-М.

Вольтер Ф.-М. - Биография

    ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей.
    После многочисленных житейских передряг юный Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью принялся сочинять сатирические стихи, которые метили в герцога Орлеанского. Эта затея, естественно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его трагедия Эдип (Oedipe,1718) имела шумный успех на сцене «Комеди Франсез», и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под именем Вольтер он и достиг славы.
    В конце 1725 в театре Опера Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии ответ Вольтера, как можно догадаться, был скорее колким, чем тактичным. Два дня спустя последовала новая стычка в «Комеди Франсез». Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости. Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа и будет жить в изгнании. Вольтер решил уехать в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до конца 1728 или ранней весны 1729. Он с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Его поразили живостью действия увиденные на сцене пьесы Шекспира.
    Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле, «божественной Эмилией», в ее замке Сире на востоке страны, у границы Лотарингии. Она усердно занималась науками, в особенности математикой. Отчасти под ее влиянием Вольтер стал интересоваться, помимо литературы, ньютоновой физикой. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя.В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 стал «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню».
    В сентябре 1749 мадам дю Шатле неожиданно скончалась. Несколько лет она, движимая чувством ревности, хотя, конечно, и благоразумием, отговаривала Вольтера принять приглашение Фридриха Великого и обосноваться при прусском дворе. Теперь более не было причин отклонять это предложение. В июле 1750 Вольтер прибыл в Потсдам. Поначалу его тесное общение с «королем-философом» внушало только энтузиазм. В Потсдаме не было во всех деталях продуманного ритуала и формальностей, типичных для французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей – если они не выходили за пределы частного разговора. Но вскоре Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Фридрих был человеком резким и деспотичным; Вольтер был тщеславен, завидовал Мопертюи, поставленному во главе королевской Академии, и, невзирая на приказания монарха, добивался своих целей в обход установленных порядков. Столкновение с королем становилось неизбежным. В конце концов, Вольтер ощутил себя счастливым, когда ему удалось вырваться «из львиных когтей» (1753).
    Поскольку три года назад он, как считалось, сбежал в Германию, Париж был для него теперь закрыт. После долгих колебаний он обосновался в Женеве. Одно время зиму он проводил в соседней Лозанне, обладавшей собственным законодательством, потом купил средневековый замок Торне и еще один, более современный, – Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы. Около двадцати лет, с 1758 по 1778, Вольтер, по его словам, «царил» в своем маленьком королевстве. Он устроил там часовые мастерские, гончарное производство, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии, вел обширную переписку. В Ферне приезжали из самых разных краев. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения, вступавшееся за несправедливо преследуемых – и все это с целью защитить религиозную и политическую свободу. Вольтер – один из основоположников Просвещения, он – провозвестник пенитенциарной реформы, осуществленной в годы Французской революции.
    В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться в Париж. Там, окруженный всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI и испытывая прилив энергии, он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии Ирина (Irene), встречался с Б.Франклином, предложил Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания ее Словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778.
    Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем.
    Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаются и в современную эпоху почти не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (Zare, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (Mrope, 1743).
    Легкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы. Среди последних наиболее важны Послание к Урании (Eptre Uranie, 1722) – одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; Светский человек (Mondain, 1736), шутливое по тону, однако вполне серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением; Рассуждение о человеке (Discours sur l'Homme, 1738–1739); Поэма о естественном законе (Рome sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о «естественной» религии – тема в ту пору популярная, но опасная; знаменитая Поэма о гибели Лиссабона (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) – о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755. Руководствуясь благоразумием и вняв советам друзей, Вольтер, однако, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание.
    Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), Век Людовика XIV (Sиcle de Louis XIV, 1751) и Опыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l'esprit des nations, 1756), сначала называвшийся Всеобщая история. Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования.
    Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не возмутиться тем, что Шекспир пренебрегает классицистским «законом трех единств» и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии. Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством. Из всего написанного Вольтером более всего известна философская повесть Кандид (Candide, 1759). В стремительно развивающемся рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени Кандид. Кандид учился у философа Панглоса (букв. «одни слова», «пустозвон»), внушавшего ему, вслед за Лейбницем, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров». Мало-помалу, после повторяющихся ударов судьбы, Кандид проникается сомнением насчет верности этой доктрины. Он воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он вновь рядом с философом Панглосом, который, хотя и не столь уверенно, исповедует все тот же самый взгляд на мир; его небольшое общество составляют еще несколько персонажей. Все вместе они организуют неподалеку от Константинополя маленькую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого «возделывать свой сад», выполняя необходимую работу без чрезмерно усердного выяснения вопросов «почему» и «для какой цели», без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. Весь рассказ кажется беспечной шуткой, а его ирония скрывает убийственное опровержение фатализма.
 Изменить