Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания»
Многие детали в произведениях Достоевского говорят о преемственности традиций Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Достоевский высоко ценил творчество своих великих предшественников, следовал им в изображении жизни «маленького человека» крупным планом и с большой долей сострадания.
Но, несмотря на это, уже в первом романе Достоевского «Бедные люди» видно, что автор во многом новатор и его проза сильно отличается от пушкинской и гоголевской. В 1845 году, когда Достоевский окончательно переписал роман, он прочитал его Д. В. Григоровичу, который сразу же передал рукопись Н. А. Некрасову, а тот, в свою очередь, передал «Бедных людей» В. Г.
Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Это говорит о том, что Некрасов сразу же разглядел гений и уникальность прозы Достоевского, потому как даже самая высококачественная подражательность не смогла бы вызвать такой серьезной некрасовской похвалы. Спустя некоторое время Достоевский стал настоящей звездой на литературном небосклоне Петербурга.
Роман «Бедные люди» сразу же показался критикам удивительным; они отмечали нетипичность формы произведения. Форма и правда необыкновенна: во-первых, это эпистолярный роман, а во-вторых, произведение сказовое, так как все повествование ведется от лица человека из народа. Автор мастерски воспроизводит разговорную речь, на первый план выходит человек недворянского происхождения. При этом автор, как посредник, исчезает, и получается, что читатель видит все происходящее глазами человека из народа. Это дает новый, неожиданный и очень сильный эффект.
Маленькие люди у Достоевского обладают очень высокой степенью самосознания, они способны рассказать о своей жизни, осмыслить ее. Например, в «Преступлении и наказании» читатель видит Мармеладова, который не только рассказывает о своей жизни, но и анализирует ее. Герои Достоевского не просто маленькие люди, чиновники, а своего рода философы и правдоискатели.
Далее Достоевский сделал еще один шаг, также вполне необычный. Это «Записки из подполья» — совершенно своеобразное произведение, где главный герой сам рассказывает о себе. Достоевского, помимо социальной проблематики, помимо сочувствия, интересуют такие глубины психики и души, которых раньше, кажется, никто не касался. Достоевский впервые показал, что маленький человек может быть еще и страшен.
Развил он эту идею в своем следующем произведении — романе «Преступление и наказание».
Достоевский долго шел к созданию этого произведения: в юные годы увлекался идеями социализма, входил в кружок Петрашевского, где основными вопросами для обсуждения были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. За это в 1849 году он был сослан на каторгу и вернулся в Петербург лишь спустя десять лет, в 1859 году. В 1860-х начинается активная работа его как журналиста, как писателя. Во время каторги и последующих путешествий по Европе взгляды Достоевского эволюционировали: он формирует собственное видение пути социального развития России. Достоевский был почвенником, то есть поддерживал такое течение русской общественной мысли, как почвенничество. Он считал, что интеллигенция отпала от народа, которому не нужны революционные идеи, считал, что на почве возвращения интеллигенции к народу и православию общество должно воссоединиться. Достоевский ужаснулся результатам французской буржуазнодемократической революции. По его мнению, революция себя не оправдала, так как привела людей к капитализму. Достоевский считал, что Россия должна миновать капитализм и показать всему миру новый путь развития.
На этом фоне Достоевский создает роман особого типа. «Преступление и наказание» — произведение одновременно и социальное, и философское, и психологическое. Роман артикулирует целый комплекс актуальных социальных и философских проблем, а также демонстрирует особый психологизм и интерес к человеческой душе. Теоретик искусства М. М. Бахтин в своем труде «Проблемы творчества Достоевского», написанном в 1929 году, отмечал, что «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов, действительно, является основною особенностью романов Достоевского». Он также вводит понятие «полифонический роман» и говорит, что уникальность его заключается в том, что автор занимает определенную позицию и дает возможность каждому герою высказаться до конца, то есть он стоит как бы не над героями, а рядом с ними. Почти каждый герой Достоевского — идеолог, который представляет некую идею, и в романе происходит сталкивание не столько героев, сколько разных философских идей и взглядов на мир. Вот так возникает роман-диалог, то есть полифонический роман, произведение, где сталкиваются равноправные идеи.
В центре романа «Преступление и наказание» находится теория Раскольникова и спор автора с нею. На страницах романа читатель видит все этапы мучений, которые эта теория дает самому Раскольникову.
В этой теории есть множество разных сторон: она формируется в условиях нищеты, замкнутости и направлена на освобождение людей от этих неравных социальных условий. Изначально теория — это протест против несправедливости устройства общества, но она в то же время разделяет людей на два сорта. Достоевский ведет спор с раскольниковской теорией, показывает, как меняется сам герой, как на него влияет его теория.
Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольникова | Сочинение по литературе
Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольникова?Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) создаёт для читателя сложную картину
Как связан эпизод «На улице жара стояла страшная» с проблематикой романа Преступление и наказание | Сочинение по литературе
Текст по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Как связан эпизод «На улице жара стояла страшная» с проблематикой романа?Указанный эпизод является
В каких произведениях русской литературы используется поэтика замкнутого пространства и в чём они сопоставимы с вариантом, созданным Достоевским | Сочинение по литературе
В каких произведениях русской литературы используется поэтика замкнутого пространства и в чём они сопоставимы с вариантом, созданным Ф. М. Достоевским?Размышляя над поставленной проблемой,
Охарактеризуйте ассоциативный фон, созданный семантикой имени «Капернаумов». | Сочинение по литературе
Охарактеризуйте ассоциативный фон, созданный семантикой имени «Капернаумов».Формируя развёрнутое суждение на предложенную тему, вспомните, что имя собственное является одним из самых
Раскольников и Лужин | Сочинение по литературе
Как автор и главный герой относятся к Лужину? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и
Мастерство психологического анализа в романе «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
«Достоевский — художник… бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев).Мастерство психологического анализа в романе «Преступление и наказание».Одной
Охарактеризуйте жанровую форму романа «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Охарактеризуйте жанровую форму романа «Преступление и наказание». Согласны ли вы с его определениями как нравственно-философского романа, романа идей?Две важнейшие социально-философские
Сочинение на тему: Образ Великого Инквизитора (Достоевский. «Братья Карамазовы») и Благодетеля (Замятин. «Мы») | Сочинение по литературе
Образ Великого Инквизитора (Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы») и Благодетеля (Е. И. Замятин. «Мы»)Упоминание имени Ф. М. Достоевского, писателя XIX в., рядом с именами писателей —
Сочинение: Особенности психологизма в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Философская проблематика романа «Преступление и наказание» во многом обусловила особенности его
Образ женщины в произведениях Достоевского | Сочинение по литературе
Наиболее сложен образ женщины, пожалуй, у Достоевского. Если в Соне Мармеладовой из «Преступления и наказания» он, безусловно, вывел свой идеал человека, исполненного христианского смирения,