Сочинения по литературе

Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр I»

0
    Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве, ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа.
    А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое — это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше помогает осознать всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман “Петр I”.
    Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц произведения. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь русский народ не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны — это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся своего будущего.
    Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.
    Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.
    Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует против этого. Причиной, например, стрелецкого бунта послужило прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.
    Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.
    Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через несколько лет русская армия разобьет непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу ОТильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе.
    И глубоко символично, что именно Меншиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.
    Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского народа. Основная трагедия здесь в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме как насилия. Петербург растет на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.
    Своим романом “Петр I” A. H. Толстой отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой А.Н.

Фантастика А. Н. Толстого(по романам «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» ) | Сочинение по литературе
Алексей Николаевич Толстой — выдающийся русский писатель. Его произведения “Хождение по мукам”, “Хлеб”, “Петр Первый” получили широкое признание. Многое сделано писателем и в области

Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") | Сочинение по литературе
Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия "На дыбе" и, конечно же, роман "Петр

Анализ стихотворения А.Толстого «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!...» | Сочинение по литературе
Брянская земля очень богата и известна на всю Россию своими дремучими лесами и непроходимыми болотами, но не только. На брянской земле родилось очень много выдающихся и талантливых поэтов, таких как

«...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа» (А. Н. Толстой. Роман «Петр первый» ) | Сочинение по литературе
Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое. А. Н. Толстой. По собственному признанию А. Н. Толстого, в самом начале

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» | Сочинение по литературе
Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н.

Государство и народ в романе «Петр Первый» | Сочинение по литературе
Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое. А. Н. Толстой В разгар революции 1917 года А. Н. Толстой обращается в

Образ Петра в романе А.Н. Толстого «Петр I» | Сочинение по литературе
Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н.

Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману «Петр Первый») | Сочинение по литературе
...Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренна умоляют. А. С. Пушкин Почти до самого

Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») | Сочинение по литературе
Алексей Николаевич Толстой на страницах исторического романа “Петр Первый” создал целую галерею женских образов, но мне хочется остановиться на характере Александры Ивановны Волковой, сумевшей, как

«Петр I» А. Н. Толстого - исторический роман | Сочинение по литературе
Продолжая традиции русской реалистической литературы, А. Н. Толстой создает роман “Петр I”, в котором органически сочетаются историческая правда (факты, события, подлинные герои) и художественный

Фото Толстой А.Н.

 Изменить 
Толстой А.Н.

Толстой А.Н. - Биография

    Толстой Алексей Николаевич (1883 - 1945), прозаик, поэт.
    Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А.Бостромом, либералом и наследником "шестидесятников", к которому ушла мать А.Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.
    Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.
    В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов "За синими реками" - результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты - "Сорочьи сказки".
    На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть "Неделя в Тургеневе", вошедшую позднее в книгу "Заволжье". Затем вышли в свет два романа - "Чудаки" и "Хромой барин". Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького, который увидел в нем "...писателя, несомненно крупного, сильного..." Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.
    Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от "Русских ведомостей" он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы "На горе", 1915; "Под водой", "Прекрасная дама", 1916). В годы войны обратился к драматургии - комедии "Нечистая сила" и "Касатка" (1916).
    События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.
    Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать - в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы "Наваждение", "День Петра").
    Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда - в Париж. Становится эмигрантом. О своей жизни в тот период Толстой напишет: "Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины... не нужным никому..." В 1920 была написана повесть "Детство Никиты". В 1921 "перекочевал" в Берлин и вошел в сменовеховскую группу "Накануне" (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А.Толстого. В 1922 в Берлин приехал М.Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман "Аэлита", повести "Черная пятница" и "Рукопись, найденная под кроватью".
    В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия "Хождение по мукам" ("Сестры", "Восемнадцатый год", 1927 - 28; "Хмурое утро", 1940 - 41). К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937).
    В открытом гостеприимном доме А.Толстого собирались интересные, талантливые люди - писатели, актеры, музыканты.
    Значительным достижением А.Толстого стал его исторический роман "Петр I", над которым он работал в течение шестнадцати лет.
    Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию "Иван Грозный"(1941 - 1943).
    Тяжелая болезнь не дала ему дожить до Дня Победы. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.
    Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
    ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (29.12.1882/10.01.1883-23.02.1945), русский прозаик, публицист, драматург.
    Воспитывался на хуторе под Самарой в доме отчима. Учился в Петербургском технологическом институте и в Художественном училище. Первые публикации — стихи. Распаду помещичьей усадьбы посвящена ранняя проза Толстого (“Заволжье”, 1910, романы “Чудаки”, 1911, и “Хромой барин”, 1912).
    С началом Первой мировой войны в качестве военного корреспондента “Русских ведомостей” неоднократно выезжает в зону боевых действий, привозя оттуда очерки и заметки о патриотизме и мужестве русских воинов. Меняются литературные пристрастия Толстого; разочаровавшись в декадентском искусстве, он резко осуждает его за безжизненность и никчемность.
    Февральскую революцию Толстой принимает восторженно, но Октябрьский переворот рушит его идиллические надежды: гибнут два его родных брата, расстреляны дядья, несколько родственников умирают от голода и болезней. “Физически возненавидев большевиков” как виновников смуты, Толстой уже в 1918 через Одессу перебирается во Францию, затем в Германию.
    Эмигрантские годы писатель назовет позднее “самым тяжелым периодом всей своей жизни”. Бытовая неустроенность отягощалась его несовместимостью с эмигрантской средой, в целом не разделявшей его безоглядную веру в русский народ. Преодолевая гнетущее одиночество, писатель пишет пронизанные воспоминаниями о прошлом повести “Детство Никиты” и “Приключения Никиты Рощина” (1922) и фантастическую повесть о прекрасном мире всеобщего счастья и справедливости “Аэлита” (1923).
    В эмиграции написан роман “Сестры” (1919-22), 1-я часть будущей трилогии “Хождение по мукам”.
    В 1922 Толстой публикует “Открытое письмо Н. В. Чайковскому”, объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию. С программой “укрепления нашей великодержавности” в 1923 Толстой с семьей возвращается на родину.
    В последующие годы наряду с многочисленными рассказами и повестями Толстой пишет вторую и третью книги “Хождения по мукам” — “Восемнадцатый год” (1928) и “Хмурое утро” (1941).
    В 30-е, наряду с откровенно неудачными “официальными” повестью “Хлеб” (1937) и пьесой “Путь к победе” (1938), писатель пишет один из лучших исторических романов в русской прозе “Петр I” (1930- 45, третья часть завершена в годы войны).
    Публицистический дар Толстого с особой силой раскрывается в годы Великой Отечественной войны. Он написал свыше 60 патриотических статей (в т. ч. знаменитый очерк “Родина”, 7 ноября 1941), фронтовой цикл “Рассказы Ивана Сударева” (1942-44), драматическую трилогию “Иван Грозный”.
    Из-за болезни писателя остался неосуществленным замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.
    Толстой Алексей Николаевич (29.12.1882, Николаевск Самарской губернии - 23.02.1945, Москва), писатель, академик АН СССР (1939), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946).
    Официально считался сыном графа Толстого, но родился уже после того, как его мать ушла к соседскому помещику А.А. Бострему, так что вероятность того, что тот был отцом писателя, очень велика. По ряду источников именно Толстой был главным автором (вместе с историком Щеголевым) фальсификации "Дневника Вырубовой" - пошлой и грязной подделки. В 1918 уехал в эмиграцию. За границей "не прижился" и не смог жить на широкую ногу, как привык в России. В 1921-22 примкнул к "сменовеховцам". В 1923 вернулся в СССР и в этом же году выпустил утопию "Аэлита". Заявил, что "Октябрьская революция как художнику дала мне все". В 1925-26 написал "Гиперболоид инженера Гарина", в 1941 - "Петр I", в 1920-1941 - "Хождение по мукам". Выпущенная им в 1937 книга "Хлеб" прославляла оборону Царицына "под мудрым руководством Сталина". Из детских книг Толстого наибольшую известность получила "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1936), написанная по мотивам итальянских сказок. Будучи очень талантливым писателем, пользовался огромной популярностью и всячески пропагандировался советской партийной печатью. Прекрасно жил большим барином, получив от властей все блага, какие только хотел. Имел прозвище "товарищ граф". Во время процесса по от начала до конца фальсифицированному делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра" вместе с А.А. Фадеевым, П.А. Павленко и другими подписал письмо, где в т.ч. говорилось: "Требуем беспощадного наказания для торгующих родиной изменников. шпионов и убийц". Как один из немногих живших в СССР писатель с мировым именем использовался пропагандой для выступления на международных конференциях. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны входил в советскую комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, которая признала, что польских офицеров в Катыни расстреляли немцы.
 Изменить