Сочинения по литературе

Позиция автора в поэме «Двенадцать»

0
Поэма предельно четко высветила политическую позицию автора. Однако процесс создания поэмы был сложен, и Блок, хотя и слышал «гул» и «музыку» революции и вокруг и в самом себе, не всегда умел разобраться в водовороте событий, но уже не мог откладывать «переплавку» политики и истории в поэтическую ткань. Мысли о революции, с которыми Блок вступал в поэму, сформулированы в его статье «Интеллигенция и революция»: «Почему дырявят древний собор? Потому, что сто лет, здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему валят столетние парки?- Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью…». Эти мысли Блока проливают свет на его оценку и восприятие стихии взбунтовавшихся масс. Поэт не только с восторгом принимал революционный пафос народа («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»), но понимал и даже видел некую необходимость анархического «возмездия» в действиях «гуляющей голытьбы». Драма Катьки и Петрухи составляет один из главных конфликтов в социально-историческом содержании поэмы. При анализе поэмы обратим особое внимание десятиклассников на новое решение характерной для Блока интимной истории простого человека, один из вариантов которой дан им в стихотворении «На железной дороге». Тема трагической любви лирических персонажей «Двенадцати», тема «преступления» нечаянного убийцы сплетены в поэме с ненавистью и мщением угнетателям, старому миру. Мотив интимный - ревности и любовной измены переплетается с социальным - местью за предательство общего дела. Ведь и Ванька «был наш, теперь солдат». Революционный вихрь усиливает драматизм события. Судьба Катьки переплетается с историей двенадцати - она полноправная блоковская героиня. Исследователи поэмы отмечали, что этот образ при всей жизненности, реалистичности свидетельствует об удивительном видении поэтом света и красоты: * Запрокинулась лицом, * Зубки блещут жемчугом… * Ах ты, Катя, моя Катя, * Толстоморденькая… Блока это видение поразило своей неизбывной жизненной силой, наивностью, чистотой… Отвергая неудачный, с его точки зрения, рисунок героини, он писал художнику Ю. П. Анненкову, первому иллюстратору «Двенадцати»: «Катька - здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая, добрая - здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется… (здоровая и чистая, даже - до детскости)». И вместе с тем она органически «дочь России», и если ее не назовешь «дитя Революции», то уж, по крайней мере, она «прямое» порождение вихревой революционной стихии. Как же возник конфликт Петрухи и Катьки и какие социальные мотивы он должен выразить? Если Читатели это поймут, многое для них прояснится в восприятии стихии революции у Блока. При определенном социально-духовном родстве с двенадцатью Катька воплощает иные стороны разбушевавшейся стихии («С юнкерьем гулять ходила- с солдатьем теперь пошла?»). Эти социальные слои враждебны тем силам, которые «вдаль ведут» двенадцать, и Ванька с ними теперь. Собственно, в трагическом конце, невольной гибели Катьки, в том, что «загубил сгоряча», есть железная логика революционных ритмов, единственный выход для глубоко страдающего Петрухи. И об этом напоминают ему товарищи: * Не такое нынче время, * Чтобы няньчиться с тобой! * Потяжеле будет бремя * Нам, товарищ дорогой! Слова сурового утешения и дружеского упрека не в силах утешить Петьку. Эта картина полна динамизма, стремительно нарастающих событий, пронизана острой непосредственной болью от невозвратной потери, гибели полного сил и близкого человека. В интонации человеческой скорби предугадывается поэтом страшная неизбежность жертв в борьбе, ожидающей красногвардейцев на их сложном пути в будущее. Читатели приходят к мысли, что в трагической гибели Катьки от случайной пули Петрухи есть своя социальная и нравственная закономерность. Смерть героини становится для героев великой проверкой способности пройти и через это испытание, знаменует освобождение красногвардейцев и от подстерегающей их измены старого мира, и от последнего влияния анархически необузданной стихии. Не случайно именно в те минуты, когда надо найти великие силы и преодолеть трагедию, переступить через эту потерю, через эту любовь, возникает в поэме мотив революционной сознательностию Борьба с необузданной стихией возвышала, очищала, воспитывала массы, поднимала их до новой «святости», как понимал ее Блок («Идут без имени святого»). И здесь поэту, несмотря на его противоречия, удалось воспроизвести трудноуловимую духовную правду эпохи. В поэме Петруху трудно отделить от его товарищей - они идут «все двенадцать вдаль». Но его личная тема и личная драма чрезвычайно важны для поэта: недаром вся VII глава-диалог Петрухи с товарищами, а VIII-его Трагический, надрывный монолог. Перечитав в классе эти строки, отметим, что конец этого монолога-страшный вопль «души человеческой». Читатели подводятся к выводу, что процесс рождения социалистической личности, ее разрыв с прошлым исполнены драматизма. «Скучно!» в этом коротком стихе-вопле сконцентрирован весь многозначительный итог трагедии. Таким образом, и здесь в центр поэмы поставлена личность, судьба простого человека.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” | Сочинение по литературе
Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй

«Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как такового, ещё нет. Уже нет больше «старого» мира, но и ещё не появился тот самый «новый», который является основной целью революции. В

Прием контраста в поэме 12 Блока | Сочинение по литературе
Каждый из нас знает о событиях октября 1917 года. В учебниках истории эта дата обозначается не иначе как "Великая Октябрьская социалистическая революция". Нам, живущим в XXI веке, эта

«Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии | Сочинение по литературе
России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой. А. Блок Поэма Александра Блока "Двенадцать"

Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все … Всем телом, всем сердцем,

Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать») | Сочинение по литературе
1. Путь горя и страдания. 2. Новые веяния времени. 3. Вопреки законам истории. Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности. В. О. Ключевский

Душа парила ввысь и там звезду нашла | Сочинение по литературе
О, я хочу безумно житъ! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал:

«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция) | Сочинение по литературе
Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в бло-ковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые». Капитализм

Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) | Сочинение по литературе
Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. А. Блок

Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить