Сочинения по литературе

Почему Ольге Ильинской не удалось воскресить Обломова? (по одноименному роману И.А. Гончарова)

0
    Жизнь главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» можно сравнить с практически неподвижной рекой, постепенно превращающейся в болото. Вода в этой реке неподвижна, постепенно она мутнеет и начинает «цвести». В ней не заметна никакая жизнь, ничто не тронет ее застоявшихся вод. И лишь изредка сядет на ее поверхность пролетающая мимо птица или булькнет где-то незаметная рыбка.
    Каждый, кто пройдет мимо этой речушки, подумает, что скоро она совсем зарастет и превратится в болото. А ведь когда-то это была полноводная река, «до краев» наполненная жизнью.
    Так и существование Ильи Ильича Обломова. Когда-то этот молодой еще барин подавал большие надежды – он не был лишен способностей, грезил о деятельности на благо России, о своей полноценной и разносторонней жизни. Но все это было дома, в Обломовке. Там, где все, начиная от родителей и заканчивая каждой травинкой, заботились об Илье Ильиче, любили его, оберегали от малейшего дуновения «суровой действительности».
    В Петербурге же, когда Обломов остался один на один с жизнью, весь его пыл быстро пропал. Герою не нравилось ни служить, целый день просиживая в канцелярии, ни ездить по светским раутам и вести пустые беседы, ни заниматься наукой или искусством, пробиваясь через сотни бездарностей.
    И постепенно Обломов ушел в себя, ограничил свою жизнь до минимума: он лишь лежал на диване и…все. Весь круг общения героя сводился к слуге Захару, изредка навещавшего героя друга Штольца и случайно забежавших к Илье Ильичу знакомых.
    Так бы и текла жизнь героя романа, постепенно затухая и не получая никакого разнообразия. Но на жизненном пути Ильи Ильича возникают два важнейших для него события – две любовные встречи. Они не только сильно повлияли на Обломова, изменили его существование, но и в полной мере отразили характер героя, особенности его натуры.
    Так, совсем неожиданно в жизни Ильи Ильича появляется Ольга Ильинская. Встречу этих героев «провоцирует» друг Обломова – Штольц. Именно он, пытаясь как-то «растормошить» Илью Ильича, везет его на вечер к Ильинской. Несомненно, Обломов не мог не очароваться прелестной, искренней, естественной девушкой с великолепным оперным голосом: «…присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз».
    Ольга первая заинтересовалась таким необычным «экземпляром», как Обломов. Но тот, заметив внимание к себе этой девушки, уже не мог выпустить из своей головы воспоминание о ней. Можно сказать, что Илья Ильич влюбился: «Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками, и головой».
    Под влиянием Ольги, желая понравится ей, быть достойным ее, Обломов начал жить – активной интеллектуальной и физической жизнью: «Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам...» Герой преобразился внешне и внутренне, вновь в нем вспыхнули мечты и стремления юности.
    И, казалось бы, вот оно – произошло преображение героя! Однако вскоре «все встало на свои места» - натура Обломова взяла верх над его мечтами.
    Надо заметить, что любовь Ольги не была любовью в полном смысле этого слова. Ильинская видела в Илье Ильиче не любимого мужчину, а близкого друга, которому требуется опека, «сильная рука», постоянный контроль. Обломов был для этой героини отражением собственной добродетели, подтверждением собственного величия и - ничем более.
    Наверное, Илья Ильич почувствовал это, когда прошла любовная горячка. Герой понял, что Ольга – не для него и любит его по «случайности», потому что он просто «попался под руку» в нужный момент: «Она готова была к воспринятию любви, сердце ее ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой... Другой только явится - и она с ужасом отрезвится от ошибки!» В результате пишет письмо, которое помогает разорвать все отношения с Ильинской.
    О чем говорит этот эпизод «отречения» Обломова? Что он высвечивает в облике героя? Мне кажется, что здесь проявляется и душевная чуткость Ильи Ильича, его необыкновенный такт, способность понять другого человека, разобраться в его чувствах. А это значит, что герой не так апатичен и ленив, как кажется; душа его и ум живы. С другой стороны, мы видим, что Обломов труслив и неуверен в себе. Он, любя Ольгу, не стал бороться за нее, заранее решив, что проиграет в борьбе с будущими конкурентами.
    Таким образом, на мой взгляд, Ольге Ильинской не удалось воскресить Обломова из-за характера главного героя. Страх, инертность, лень, с одной стороны, и мягкосердечие, неуверенность, склонность к сомнениям, с другой, привели к тому, что изменения главного героя остановились на полпути.
    Кроме того, безусловно, Обломов любил Ильинскую, но вот любила ли она его? Думаю, что нет. Эти герои не подходили друг другу, они не смогли бы построить семью - их роман был обречен закончиться очень быстро. Но, и это несомненно, он обогатил духовно и Обломова, и Ильинскую.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Описание сна, как демонстрация личности Обломова | Сочинение по литературе
Сон - это очень важная часть жизни человека. Сны помогают человеку анализировать свои проблемы, а иногда возвращают нас в прошлое. Но в литературе его значение особенное. Обратимся к

Творчество Гончарова во время кругосветного путешествия | Сочинение по литературе
Желание увидеть дальние страны, на время покинуть петербургский свет не были единственными причинами, по которым Гончаров, не раздумывая, хотел отправиться в трудное и опасное путешествие. Тоска по

Особенность «карьерной» повести Гончарова | Сочинение по литературе
Особенность «карьерной» повести Гончарова состоит в том, что преодоление романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается писателем как проявление объективного

СТОЛКНОВЕНИЕ "ВЕКА НЫНЕШНЕГО" - И "ВЕКА МИНУВШЕГО" | Сочинение по литературе
"Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". И.А. Гончаров Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет

Полемика Гончарова с Булгариным | Сочинение по литературе
Переписка Гончарова, относящаяся к 1840-м годам, показывает, что в этих более поздних высказываниях он в основном верно определял свои идейные позиции того времени. Так, в одном из писем

Идейно художественные особенности романов Гончарова и их значение | Сочинение по литературе
Романы Гончарова очень своеобразны по идейному содержанию и художественной форме. От романов Тургенева они отличаются гораздо большим интересом автора к повседневной бытовой

Основные конфликты в романах Гончарова | Сочинение по литературе
Свой первый роман он построил растянуто и неэкономно на целом ряде интриг, не связанных друг с другом, и этим лишил и сами истории, и характеры выступающих в них женщин достаточной

Очерк о жизни и творчестве И. А. Гончарова | Сочинение по литературе
Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать

Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова | Сочинение по литературе
Создавая портретно-бытовые характеристики героев, он стремится запять при этом позицию постороннего наблюдателя. Он говорит только о том, что можно заметить и понять в

Гончаров корифей «объективного» романа | Сочинение по литературе
Жизнь автора «Обыкновенной истории» и «Обломова» не знала сильных потрясений. Но именно эта безмятежная ровность, которая чувствовалась во внешности знаменитого писателя, создала в публике убеждение,

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить