Сочинения по литературе

Причины деградации Обломова

0
    Я думаю, что причины деградации Ильи Ильича стоит искать у самых их истоков, а именно - в детстве, в воспитании маленького Обломова. Ведь от фундамента зависит, каким будет здание – ровным или кривым.
    Обломовщина – вот фундамент, на который опирался мальчик и постепенно взрослел. Он жил и рос в атмосфере прекрасного и удивительного «ничегонеделания», у него было «триста Захаров», родители всячески оберегали Илюшу от любых лишних движений, оберегали от трудностей и учебы, и используя самые разнообразные предлоги. Когда Илья Ильич вырос, у него в подсознании четко отпечаталось, что он – человек, которому ничего не надо делать, обо всем позаботятся слуги, в результате чего у Обломова не появилась и не могла появиться цель в жизни, неотъемлемая ее часть, приводящая людей в движение.

    Кстати, о цели. Не одно лишь воспитание способствовало деградации Обломова. И на хорошем фундаменте можно возвести как обычную кирпичную коробку, так и чудесный собор. Большое влияние оказывает на человека его окружение. Все друзья Илья Ильича имели пустые цели в жизни: Волков, который влюбляется, ходит на обеды и пытается успеть «…в десять мест в один день», Судьбинский, живущий работой и только ей, про коего Обломов говорит: «Так вот как: все в трудах!», и, конечно же, Алексеев – «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой, когда трудно бывает угадывать лета…». Обломов, в силу своей природной мягкости, не хотел и не мог быть одним из тех, что окружали его на протяжении жизни. Он не имел своей цели и не хотел иметь цели прочих людей, пустые и бессмысленные, а предпочел уйти в забвение от мира.

    Эти две причины мне кажутся теми факторами, из-за которых деградировал Обломов. Возможно, если бы не Обломовщина, то Илья Ильич нашел бы себе занятие по душе. Возможно, если бы его окружение состояло больше из людей целеустремленных и трудолюбивых, вроде Штольца, он и сам бы втянулся в круговорот жизни. Но не произошло ни того, ни другого, и Обломов погиб.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова? | Сочинение по литературе
В романе Гончарова предстает перед читателем добряк-помещик Илья Ильич Обломов, ленивый и апатичный ко всему человек, которого ничто не способно пробудить к жизни. Целыми днями лежит он на диване,

Черты русского национального характера в Обломове | Сочинение по литературе
Роман “Обломов” явился вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Произведение встретило единодушное признание у публики и

Художественные особенности романа Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно

Главный герой романа И. Гончарова «Обыкновенная история». | Сочинение по литературе
Произведения Ивана Александровича Гончарова отличают ясность и неторопливость повествования, мягкая, едва уловимая ирония автора и его интерес к повседневной бытовой жизни помещиков, которая

Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX

Тема движения и покоя в произведении И. А. Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века.

Обобщающая сила образа Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов») | Сочинение по литературе
Образ Ильи Ильича Обломова – главного героя романа Гончарова «Обломов» - неоднозначен и противоречив. По его поводу высказывались самые противоположные и резкие оценки. Так, А.Ф. Кони характеризовал

Антиподы ли Обломов и Штольц? | Сочинение по литературе
Понятие «антиподы» в литературе означает двух людей с абсолютно противоположными взглядами на реальность. Чтобы понять, можем ли мы считать Обломова и Штольца антиподами, нужно внимательно изучить

Обломов - общечеловеческий тип. | Сочинение по литературе
Роман "Обломов" был задуман И.А. Гончаровым ещё в 1848 году и писался в течении 20 лет. В 1849 году в альманахе "Литературный сборник с иллюстрациями" при

Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова | Сочинение по литературе
Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) - причина радостей и страданий, это главное

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить