Сочинения по литературе

Противостояние Фауста и Рафаэля

0
Сочинение по трагедии И. Гете «Фауст». В основу произведения «Фауст» положена народная книжка о Фаусте, которая появилась в XVI столетии. К этому сюжету неоднократно обращались и раньше (Марло, Видман и прочие), но только Гете создал новаторское по форме и духу произведение. Над «Фаустом» писатель работал фактически в течение всей жизни. Около 1773 года появился первоначальный вариант трагедии, так называемый «Прафауст». К работе над этим произведением поэт возвращается в 1778 году в Италии. В 1797-1801 гг. составляется окончательный его сюжет, создаются сцены «За городскими воротами», перевод Евангелия, соглашение с Рафаэлем и «Пролог на небе». В декабре 1828 года написана вторая часть трагедии.
Такая постоянность в обращении к фаустовской теме объясняется тем, что этот сюжет предоставлял Гете практически неисчерпаемые возможности для решения разнообразнейших вопросов. «Фауст» - отображение нелегкого духовного пути, как автора, так и человечества вообще.

«Фауст» - философская трагедия. С этой точки зрения очень важным для понимания произведения является «Пролог на небе». Поэт открывает нам величие космоса, чтобы спросить, а что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире. Развитие событий в произведении обусловлено ходом мыслей автора. Спор о человеке и возможностях его ума определяет всю проблематику трагедии. Господь подвергнет испытанию человека и убежден, что сомнения, посеянные в его душе Рафаэлем, пробудят в нем стремление к новым поискам и этим помогут оправдать свое высокое назначение. Лишь при таких условиях он достигнет высот.

Озираясь на прожитое, Фауст жалуется, что науки, познанные им, не раскрыли ему загадок и тайн природы, не сделали мудрее, необходимее людям: «Прожгли года!» В этих горьких словах раскрыт весь характер Фауста, неудовлетворенного собой. Фауст пробует познать суть бытия с помощью магии. И Дух земли, возмущенный дерзкой самоуверенностью ученого, ничего не открывает ему. Вместе с этим скрываются последние ожидания Фауста. Жизнь теряет смысл. От самоубийства спасает героя воспоминание о детстве, навеянном пасхальными пениями ангелов. Суть их песен - утверждение безоговорочного возрождения человека, который пришел трудными путями земного бытия. Фауст решает, что самоубийство - капитуляция человека перед Вселенной.







В сцене «Возле городских ворот», одной из важнейших в трагедии, Фауст возникает перед нами в тесном общении с народом. Простые люди окружают Фауста, искренне благодарят его за бескорыстную врачебную помощь. Фауст спасал людей во время эпидемии, он любит и понимает их. В этой прекрасной сцене И. В Гете утверждает глубокую и плодотворную мысль о том, что настоящий ученый должен постоянно ощущать свое единение с народом. В конце прогулки Фауста и Вагнера к ним пристает Рафаэль, облаченный у бродячего пуделя, и в таком виде проникает в дом за Фаустом в его кабинет. Доброжелательно шутя над собакой, ученый возвращается к прерванным занятиям: он решил перевести на немецком языке Евангелие. И работу Фауста перерывает Рафаэль - дух разрушения и сомнения. Уничтожая старое, он тем самым побуждает к рождению нового, а это дает возможность твердить, что, желая всему зло, он создает добро.

Рафаэль - дух творческого возражения, которое служит добру. Именно он берется удовлетворить ненасытное любопытство Фауста. Герои заключают между собой соглашение: Фауст станет слугой дьявола, если после исполнения его желаний он больше ничего не будет хотеть, удовлетворится, попросит покоя, признает, что настал миг, лучший в его жизни, потребует, чтобы он продолжался вечно. Фауст идет с Рафаэлем, надеясь, что таким образом познает смысл бытия, охватывает Вселенную своим духовным взглядом. Именно этого и ждет от него Господь, споря с духом зла. Рафаэль подвергает испытанию Фауста соблазнами: вином, бездельем, развлечениями, чувствительной любовью. Рафаэль - демон-спокусник. Верный себе, он убивает человеческие ожидания, разрушает души, разжигает животные инстинкты. Власть его распространяется лишь на слабых и пассивных. Наконец он вынужден сознаться: «… людей скольких уже я потерял, но течет жизнь широкой рекой». Вот почему ему так хочется победить лучшего из людей - Фауста, отвернуть его от поисков сути бытия, разубедить в силе человеческого ума. Рафаэль весьма находчив в своем старании сбить героя с пути истинного: он разжигает в сердце Фауста любовное неистовство.

И эпизод с Маргаритой - не просто подтверждение всем известной истины: «Не только в любви счастья». Как раз наоборот. Фауст не испытал счастья, так как не любил по-настоящему. Его чувство - дьявольский соблазн, поиск самореализации за счет другого человека. Вот почему оно осуждается и автором, и Богом. Как видим, беспокойство и неудовлетворенность Фауста, пессимизм и нигилизм Рафаэля - явления неодинакового порядка. Рафаэль уверен в невозможности познания конечных тайн природы и смысла человеческой жизни; Фауст, наоборот, уверен в бесконечных возможностях человека и в его грядущем счастье. Он постоянно оспаривает Рафаэля и противостоит его сухому рационализму, но вместе с тем трезвость Рафаэля, его циничная откровенность являются своеобразным реалистическим противовесом идеальным порывам Фауста.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гете И.

Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного | Сочинение по литературе
Сочинение по произведению «Фауст». «Фауст» - один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. «Фауст» есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого

Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем | Сочинение по литературе
Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека,

Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» | Сочинение по литературе
Школьное сочинение на тему Иоганн Вольфганг Гёте и его «Фауст». Начать разговор с «Фауста» Гёте означает начать его с конца XVIII- начала XIX в., т. е. с эпохи, главным событием которой явилась

Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» | Сочинение по литературе
Вторая часть: более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не

Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь

Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Фауст ощущает дуализм человека - «Почему лишь дух крылатый в нас, но мы бескрылые?», - спрашивает он. И говорит своему другу Вагнеру: «Тебе ведом путь, а я - стою на раздорожье. У меня в груди две

Характеристика образа Маргариты | Сочинение по литературе
Маргарита — возлюбленная Фауста в трагедии Гёте. История М., ее недолгого счастья и безвинной гибели в первой части трагедии является как бы эмоциональным ее средоточием, в то же время

Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» | Сочинение по литературе
Фауст ищет истины в царстве красоты, вызывая к жизни образы античности. Бесстрашно спускается он в подземный мир, чтобы найти там призрак виновницы Троянской войны златокудрой Елены и

Фауст” – драматическое произведение | Сочинение по литературе
“Фауст” – драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды могут быть поставлены на сцене. Это одновременно и трагедия, и колоссальная философская поэма, которая

Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» | Сочинение по литературе
Сцена «Вальпургиевой ночи» начинается с постепенного восхождения Фауста, Мефистофеля и Блуждающего огонька на гору Брокен, где собираются на свой шабаш ведьмы, колдуны, все дьявольские силы.

Фото Гете И.

 Изменить 
Гете И.

Гете И. - Биография

    ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
    Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
    В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
    В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Gtz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения. Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768). По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Rmische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Mrchen). Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-stlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprche in Prosa, Sprche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
 Изменить