Сочинения по литературе

Психологический портрет в русской литературе (по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»)

0
    Лицом к лицу
    Лица не увидать.
    С. Есенин
    В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели. Федор Михайлович Достоевский, по-моему, исключение из этого правила. Он рисует не живописные, а психологические портреты своих героев. Лично мне увидеть лица героев Достоевского помог художник Илья Глазунов, который иллюстрировал его произведения.
    Итак, среди изобразительных средств, с помощью которых писатель создает образы своих героев, значительное место занимают выразительные психологические зарисовки. Они часто сопровождаются эмоциональной оценкой самого автора. Вот, например, портрет Наташи Ихменевой: “Я глядел на нее с недоумением и страхом. Как переменилась она в три недели! Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел эти впалые бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под темных ресниц горячечным огнем и какой-то страстной решимостью”. Здесь Достоевский очень четко обрисовал внутреннее состояние героини романа. Портрет князя Валковского передан в деталях и очень обстоятельно: “Правильный овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы, красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на котором еще не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие глаза...” Но в общем-то это мало что говорит читателю. А вот дальше автор начинает как бы комментировать эти детали психологически: “...все это составляло почти красавца, а между тем лицо его не производило приятного впечатления”. Тут же мы узнаем, что выражение лица князя “было как будто не свое, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное”, что “под всегдашней маской” кроется “что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое”, что “лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими ласковыми лучами мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые”. Как мы видим, портрет плавно переходит в развернутую психологическую характеристику. Мне кажется, в этом и есть сильная сторона Достоевского-портретиста, Достоевского-художника.
    Есть в этом плане у Достоевского, на мой взгляд, совершенно уникальные портреты. Вот, например, как он рисует собаку старика Смита: “... с первого раза, как я ее увидал, тотчас же пришло в голову, что эта собака не может быть такая, как все собаки; что она — собака необыкновенная; что в ней непременно должно быть что-то фантастическое, заколдованное; что это, может быть, какой-нибудь Мефистофель в собачьем виде и что судьба ее какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбой ее хозяина”. Дальше Достоевский начинает перечислять физические детали собачьего облика, но они уже ничего не могут дополнить в созданном вначале образе фантастического существа. Мне кажется, Достоевский в данном случае использовал прием, если можно так сказать, навязывания читателю своей волей нужного образа. Ведь словесный портрет собаки довольно беден, а есть только монотонно повторяемые определения: “необыкновенная”, “фантастическое”, “заколдованное”, “таинственными, неведомыми путями соединена”. Таких удивительных психологических моментов воздействия на читательское воображение у Достоевского очень много. Но как портретист-психолог я считаю, Достоевский начался с романа “Униженные и оскорбленные”. Этот роман был предтечей таких больших его философско-психологических романов, как “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Достоевский Ф.М.

«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной

Наказание и воскресение Раскольникова | Сочинение по литературе
"Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих" (Ф.М. Достоевский) Главным героем Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Родион Раскольников

Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" | Сочинение по литературе
Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. А. С. Пушкин. Медный всадник Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение

Образ Родиона Раскольникова | Сочинение по литературе
Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и долго, с большими трудностями всегда шло создание плана. Так было

В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно

Письмо Раскольникову (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") | Сочинение по литературе
Здравствуй, Родион! Я хотел бы поделиться с тобой своими мыслями о твоей теории и жизненной позиции. На первый взгляд, твоя теория мне показалась абсурдной. Разве можно разделять людей

Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика | Сочинение по литературе
В романе "Преступление и наказание" Достоевский создеёт двойников персонажей, проводя параллель между образами. Так, двойником главного героя становится Свидригайлов. В судьбах

Тема "маленького человека" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" | Сочинение по литературе
Мимо меня по улице шел "маленький" человек. Не маленький ростом, а человек забитый, тихий, бедно одетый. Обращу ли я на него внимание? Вряд ли. "Что в нем интересного?" - подумаю

Авторское отношение к главному герою романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Ф.М. Достоевский - гениальный писатель, классик русской литературы. Он создал ряд романов, потрясших массового читателя в России 19 века. Кроме того, почти все произведения Достоевского очень

Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского "Преступление и наказание" | Сочинение по литературе
Сколько живёт человечество, всегда в нём были Добро и Зло. Но кто из них кто – не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство – вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы

Фото Достоевский Ф.М.

 Изменить 
Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.
 Изменить