Сочинения по литературе

Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст»)

0
Трагедия «Фауст» занимает отдельное место в творческой деятельности И. В. Гете и является наибольшим его достижением как писателя. Это бессмертное произведение автор начал писать в 1772 г., продолжал работать над ним всю свою жизнь, вкладывая у него весь свой опыт и приобретенную на жизненном пути мудрость, и закончил его 1831 г. за год до смерти. «Фауст» Гете - это национальная драма, но автор с присущей ему прозорливостью присматривался также и к жизни других стран и народов. Поэтому «Фауст» - это результат обобщенного обследования всего человечества, его достижений и умных стремлений. Таким образом, это произведение освещает общечеловеческие моральные проблемы и является ценным достоянием мировой литературы.
В своем произведении автор обратился к образу, который жил в народных легендах. Доктор Фауст был лицом историческим. Он странствовал по городам протестантской Германии в бушующие времена крестьянских войн и реформ, демонстрируя народу всяческие чудеса. Гете в своем творчестве часто изображает сильных личностей, которые внесли значительный вклад в историю человечества (Цезарь, Магомет, Сократ, Прометей и прочие), и образ народного героя Фауста, искателя истины и правильного жизненного пути, был поэту наиболее близок, поскольку Гете мог вкладывать в его уста свои мысли. Гёте, как и Фауст, хочет познать смысл жизни через опыт и практическую деятельность, воспринимая не только идеалистическую философию и догмы феодально-буржуазного общества того времени, а еще и обращаясь к магии, трактату чернокнижника Нострадамуса о законах создания мира, и все же не находит ответа на свой вопрос - есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже философ познает Вселенную, тем больше приходит в смущение. Он готов даже ценой самоубийства идти к открытию тайны бытия: «На шаг решительный мужества добиться, хотя бы и судилось в ничто там обратиться». По моему мнению, поэт воплощает в этих словах вечное стремление человечества любой ценой познать законы Вселенной.

Гёте подчеркивает непересекающееся восприятие Фаустом достижений современной науки и философии на примере диалогов с адъюнктом Вагнером, для которого все поняло и который, изучая науки, целиком удовлетворен своей жизнью. Фауст в отчаянии - его лично не устраивает миссия мага-чудотворца и врача-целителя, он хочет познать абсолютную истину. Однако человек довольно ограничен в своих возможностях, поэтому Гёте вводит в произведение Рафаэля - посланца ада, соблазнителя, воплощение зла и темных сил. Нечистый старается воспользоваться стремлениям Фауста к невыполнимому, чтобы завладеть его душой. Рафаэль предлагает доктору свои услуги для познания тайн создания мира и овладение абсолютными науками. Фауст колеблется, смеется над мизерностью возможностей демона зла и, наконец, соглашается принять его предложение, но выдвигает условие: только осознание достижения цели, ощущение личного совершенства и слова «мгновение, остановись» будут свидетельствовать о победе Рафаэля.

Дух Зла пренебрегает словами людей и уверен, что рано или поздно Фауст, как и каждый человек, устанет от поисков совершенства и будет удовлетворен соблазнами, предложенными им.

И вот открылась новая жизнь для Фауста - он снова становится молодым. В то же время Рафаэль начинает соблазнять доктора. Первый соблазн - красавица Маргарита. Страсть к ней омрачает ум философа, он обольщает Маргариту, тем самым толкает ее к погибели. Судьба девушки складывается трагически - она убивает своего ребенка от Фауста, потому не может извинить себе этого поступка, сознательно берет на себя чужую вину, и, наконец, оказавшись в тюрьме, сходит с ума. Фауст укоряет себя, сознает свою ответственность за эту трагедию, но слишком поздно. Почему же так произошло? По моему мнению, не считаясь со своей любовью к Маргарите, Фауст не мог воспринять уют и покой бюргерской жизни, его влекла жажда познания вселенской истины. Так вот, Рафаэлю не удалось удовлетворить его ролью соблазнителя. Власть, богатство, слава тоже не удовлетворили Фауста, который имея даже неограниченные полномочия мага-чародея, не находит ни истины, ни смысла жизни. Даже в царстве Гелены Прекрасной не успокаивается мятежная душа философа. Рафаэль снова проиграет, но не успокаивается, следующий его соблазн - военные победы в междоусобице двух императоров. И Фауст не видит смысла в военных победах, которые не совершенствуют мир.

И вот Фауст, стараясь построить идеальное общество, наконец, нашел то, что искал.Он осознал, что свободная работа свободного народа на свободной земле и является конечной целью поиска истины. Даже уже слепой, в стуке лопат, которые копают ему могилу, чувствует герой звуки работы строителей и верит, что только мирная работа для достижения общей цели стремления добра и гуманизма имеет будущее. В конце концов, душа Фауста познала вечную истину. По моему мнению, таким образом, художник подчеркивает - даже слепец сможет увидеть, что создание совершенного общества возможно, и никаким силам зла не помешать этому вечному призванию человечества.

Казалось бы, Рафаэль выиграл? Так нет же, ангелам удалось забрать душу Фауста на небеса, спасти ее, они делают замечание: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». И душа Фауста остается свободной и вечной.

Каждый человек в течение всей жизни идет к истине, у каждого свой путь, свои успехи и ошибки на этом пути. И нужно всегда помнить, как бы мы не проторяли этот путь, только через любовь и добрые поступки можно прийти к истине правильным путем.

* Что не принадлежит вам,
* То и не занимайте,
* Что дух смущает вам,
* То обходите.
* Воинству, губящему,
* Отпор готовь!
* Властна над любящим
* Только любовь!

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гете И.

Философский смысл образа Фауста | Сочинение по литературе
...Не такой, как все; он служит по-иному; Ни пить, ни есть не хочет по-земному; Как сумасшедший, он рассудком слаб, Что чувствует и сам среди сомнений; Всегда в свои мечтанья

Анализ финала поэмы Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел картины свободного расцвета родного края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается

Роль злого начала в исканиях Фауста | Сочинение по литературе
Изображение сил зла в художественной литературе настолько разнообразно, что впору заняться классификацией чертей, демонов, духов и прочей нечисти, свободно разгуливающей по страницам романов, новелл,

Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» | Сочинение по литературе
Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против неверия человека в собственные силы. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни

Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» | Сочинение по литературе
Фауст историческое лицо, сведения об этой фигуре сохранились весьма многочисленные. Он жил в первую половину XVI века и, по одним сведениям, был действительно доктор, по другим — магистр. Об Иоганне

Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) | Сочинение по литературе
Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете

Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека | Сочинение по литературе
Эпиграф. Покинь никчемные века Познаешь, что такое жизнь… Й. В. Гете. “Фауст” (Рафаэль) Гете воспринимал образы Фауста и Рафаэля в неразрывном единстве. Он

Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Родился Йоганн Вольфганг Гете 28 августа 1749 года в семье франкфуртских купцов и рано обеспечил себе прочное положение и безбедное существование. В 1775 году Гете был приглашен герцогом

Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи | Сочинение по литературе
Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой. И. Гёте Гёте создавал своего «Фауста» на протяжении всей жизни. Хотя Гёте не писал

Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте | Сочинение по литературе
сюжет, в основу которого положен своеобразный «эксперимент» над главным героем, подвергающимся разнообразным испытаниям и активно познающим мир в процессе поисков высшего смысла человеческого

Фото Гете И.

 Изменить 
Гете И.

Гете И. - Биография

    ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
    Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
    В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
    В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Gtz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения. Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768). По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Rmische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Mrchen). Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-stlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprche in Prosa, Sprche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
 Изменить