Сочинения по литературе

Различие путей нравственного поиска в судьбах А. Болконского, П. Безухова и Н. Ростова

0
    Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души. Человек и его душа были предметом творческих исследований и Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек в стремлений к высокому и идеальному, в стремлении познать самого себя. Сам писатель прошел свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению и раскаянию. Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.
    Главная проблема, как мне кажется, которую ставит в своем романе писатель, — это проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Пропустить через свое сердце, ум и душу законы нравственного бытия - вот высшая цель, высшее назначение человека.
    К этой высшей цели Толстой ведет героев романа. Его любимые герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы -герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, нужными, любимыми.
    Наиболее ярко способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского.
    При первой встрече князь Андрей (вечер у Анны Павловны Шерер) показался нам несколько высокомерным, чопорным человеком. Но на самом деле под маской холодности скрывается человек, которому все наскучило: и его “маленькая княгиня”, и все эти пустые светские разговоры. Стремясь избавиться от наскучившего ему общения, Андрей решает идти на войну. Но была еще одна причина - Болконский жаждет славы, хочет найти “свой Тулон”, Наполеон - его кумир. Но в его желании нет ничего общего с действиями Бориса Друбецкого и Берга. Князь Андрей говорит, что его стремление к славе - это желание сделать что-нибудь полезное для людей, а не карьеризм. Он мечтал о славе, но увидел, что истинные герои сражений остаются в тени (Тушин), что великие военачальники делают вид, что отдают приказы, а на самом деле все идет своим чередом. Небо, голубое и бесконечно высокое, которое видит раненый в Аустерлицком сражении Болконский, так поражает его своим величием и необъятностью, что Наполеон кажется ему лишь маленьким человеком в треуголке. Не найдя славы, он возвращается домой, твердо решив жить только для себя. Смерть жены лишь усугубляет духовный кризис князя Андрея; он с головой уходит в хозяйственные дела — отходит от активной общественной деятельности, решает заняться воспитанием сына. Из этого состояния его выводят слова Пьера о том, что надо жить, действовать, любить...
    Его друг Пьер (только с ним князь Андрей был откровенным, только его ценил как друга) сначала ведет жизнь светского кутилы и бездельника. Первая наша встреча с ним происходит там же, в салоне у А. П. Шерер, но для Пьера это лишь начало его пути к самосовершенствованию, он ищет единомышленников, но не находит их. Для князя Андрея это уже пройденный этап. После получения богатого наследства Пьер женится на Элен, дерется на дуэли с Долоховым и чуть не убивает его. Пьер не понимает, как он мог признаться в любви Элен, ведь он знал, что не будет с ней счастлив, как мог вызвать на дуэль Долохова, ведь он ни разу не держал оружие в руках. Ранив Долохова (Пьер думал, что убил его), порвав отношения со своей женой, молодой граф Безухов повергается в пучину переживаний и сомнений. Временное успокоение он находит в масонстве, но замечает подлость и карьеризм и там; Пьер начинает отдаляться от дел ложи, хотя и достигает там высокого положения. Он воспринял масонство как учение о братстве, равенстве и любви. Пьер собирался облегчить жизнь крепостных, учредить больницы и школы. В таком настроении он приезжает к князю Андрею и ему удается “разбудить” последнего, но лишь на мгновенье, - все-таки они друг друга не понимают.
    В этот момент князь Андрей находится в смятении, не видит в жизни смысла и поэтому хочет дожить свою жизнь без угрызений совести, никому не мешая. Пьер этого не понимает.
    Однако разговор в Богучарове, случайно прослушанный разговор в Отрадном заставляют князя Андрея изменить свое отношение к жизни. Болконский едет в Петербург, занимается законодательной деятельностью вместе со Сперанским, но разочаровывается в нем благодаря встрече с Наташей Ростовой; ее естественность и непринужденность лишь оттенили духовную пустоту Сперанского. Любовь становится всем в жизни князя Андрея, поэтому измена Наташи и смерть отца— это лишь повод к его новому духовному кризису, выходом из которого явилось возвращение в действующую армию, но не в штаб, а простым полковым командиром. Болконский становится ближе к простому народу, к солдатам, они даже называют его “наш князь”.
    В деле защиты отечества он находит то, что так долго искал: истинный смысл жизни. Будучи смертельно ранен, Болконский начинает понимать эту жизнь и больше не страшится смерти, прощает даже измену Наташе. Сцена его смерти показана не только как трагедия, но и как “освобождение от жизни”.
    Граф Безухов, оказавшись на Бородинском поле, видит героизм и сплоченность в действиях русских солдат. Он понимает, что истина — в единении с народом. Это подтверждается после встречи с Платоном Каратаевым, когда Пьер убеждается в верности своего пути поиска истины, духовного совершенства, “сопрягая” свою жизнь с жизнью народа.
    Разница между Андреем Болконским и Пьером Безуховым заключается в том, что они идут к своему духовному совершенству разными путями, хотя оба находят его важнейшие элементы в народной среде. Но Пьер идет к этому “путем сердца”, все его действия стихийны и порой неожиданны, но приводят к верному результату. Князь Андрей, двигаясь по “пути ума”, обдумывает каждый свой шаг, приходит к новому этапу, лишь пройдя предыдущий. Оба эти героя являются как бы двумя сторонами нравственного образа, идеала самого автора, они едины, несмотря на существенные различия между ними.
    Николай Ростов же является “золотой серединой” между нравственным совершенством князя Андрея и Пьера и столь “земными” образами множества иных героев “Войны и мира”. Нам очень подробно показана служба Николая и его увлечения. Его испуг в Шенграбенском сражении вполне естествен и понятен простому человеку, его восторженное увлечение императором Александром I было типично для молодежи того времени. По моему мнению, если человек не обладает качествами Николая Ростова, то его можно считать “подлецом в душе”, как каждого из семейства Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга...
    Глубина характеров и естественность персонажей у Л. Н. Толстого являются несомненным достоинством его произведений. В ходе повествования автор сам еще раз убеждается и подводит нас к тому, что никому нельзя отрываться от народа, обособлять себя, надо “сопрягать” свою жизнь с жизнями других людей. Каждый человек должен стремиться к духовному совершенству, и остановки на этом пути недопустимы. Неважно, каков этот путь, насколько он долог и труден, важно, что он есть...
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Пьер Безухов на батарее Раевского (анализ эпизода). | Сочинение по литературе
    Война 1812 года всколыхнула всю Россию, объединила русское общество, вставшее на защиту отечества. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность») | Сочинение по литературе
Русская литература - это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам.

Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» | Сочинение по литературе
Непосредственно к написанию романа “Война и мир” Толстой приступил в октябре 1863 года, а закончил его к декабрю 1869 года. Более шести лет писатель отдал “непрестанному и исключительному труду”,

Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Девятнадцатый век - век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных

"Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л. H. Толстого "Война и мир") | Сочинение по литературе
В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" затронуты важные вопросы, интересовавшие в то время русское общество. Один из них - взгляд на историю. Кто управляет ей? Толстой стремился ответить на

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | Сочинение по литературе
Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина,

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 23, часть третья, том второй) | Сочинение по литературе
Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого «Война и мир». Необходимо напомнить, что к моменту объяснения

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (образ Пети Ростова) | Сочинение по литературе
Раскрыть характер целого народа - такова художественная задача романа-эпопеи «Война и мир». Этот характер с одинаковой силой проявляется в мирной, повседневной жизни и в этапных исторических

Смотр под Браунау (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть вторая, том первый) | Сочинение по литературе
Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые будут впоследствии более подробно изображены Толстым.

Тема чести и бесчестья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". | Сочинение по литературе
"Война и мир" является не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим шедевром мировой литературы XIX века, как оценил роман М. Горький. В "Войне и мире"

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить