Сочинения по литературе

Реализм повестей о войне В. Быкова

0
Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза стремится к наибольшей полноте и достоверности в изображении действительности. Герой утверждает гуманистические идеалы, преодолевая страдания, личную слабость, безысходность огромным напряжением воли и, разума. Трагедийность ситуации отражает суровую реальность борьбы, огромный накал битвы «ради жизни на земле». Поэтому мы говорим о художественно-эстетическом качестве трагического в системе социалистического реализма.

Трагическое - момент реального бытия и, следовательно, существенная сторона художественной жизни героя. Но трагическим не исчерпывается содержание исторической и текущей жизни: оно шире, объемнее, многограннее. Проза 70-х годов, исследуя трагедийные ситуации войны и мира, воспроизводит в лучших произведениях наиболее полную картину движения действительности, выявляя внутренние связи событий, стимулы их развития. Выход прозаиков в современность от эпохи воины и более далекого прошлого становится художественно необходимым. В такой необходимости соединились сознание «связи времен», а значит - проблематики, ощущение пространства.

Военные прозаики не раз отмечали ставшую потребность вхождения в текущую современность. Бондарев говорит: «…самое сильное эмоциональное воздействие замечается там, где прошлое и настоящее соприкасаются и высекают символ пространственной глубины. Неправильно было бы думать, что прошлое остается лишь воспоминанием, отблеском в памяти людей. Прошлое так же материально, как и настоящее. Иначе исчезла бы сама история. Она стала бы похожей на сны минувших времен. Без прошлого человек чувствует себя существом с обрубленными истоками, с разъединенным сознанием. Вместе с тем, когда мы пишем о войне, то, конечно, должны иметь в виду, что наша мысль всегда устремлена в целевую точку, подобно стрелке компаса, а это направление носит единственное название - современность, В противном случае все усилия теряют смысл. Беда некоторых романов о войне в том, что подчас исторические и неповторимые сороковые годы не освещены мыслью, протянутой из современного состояния мира именно эта целевая мысль с новой, неожиданной стороны озаряет прошлое и тем самым как бы возвращает его в настоящее, реконструирует события и одновременно рождает художественную истину, исторически точную и вполне современную». Наблюдения и выводы писателя помогают понять новейшие тенденции развития реализма, а также заглянуть в творческую лабораторию автора, захваченного поиском художественной правды, «высекаемой» из цельных граней действительности.

С точки зрения распознания основных закономерностей формирования литературы, получивших определенность, устойчивость в последние годы, интересно творчество В. Быкова.




Повести В. Быкова - сложнейший объективный разбор духовных состояний и поступков человека в трагедийных ситуациях, ставящих его перед необходимостью свободного выбора, диктуемого разумом, совестью, долгом. Реализм повестей В. Быкова опирается на глубокое исследование духовных основ личности, выявляемых в испытательных обстоятельствах, всегда конкретных, но приобретающих общечеловеческий смысл.


Творчество В. Быкова как бы демонстрирует совершенно осознанный поворот к реализму - исследованию, анализу деятельности человека, истоков и мотивов поведения, поступков в конкретно-исторической обстановке. Целеустремленность этой «нагой» прозы, ее сгущенность и цельность, сконцентрированность содержания вокруг социально-нравственных, философских вопросов нашего времени, точность, категоричность оценок и выводов, за которыми угадывается социальный опыт эпохи, - все это обусловлено четкостью творческой позиции писателя, ясностью его концепции реальности - органическим единством мировоззрения, творческих принципов и поэтики.

В этом смысле творчество В. Быкова наиболее ярко выражает существенное качество социалистического реализма современной прозы - господствующее и организующее начало мировоззрения, концептуальностъ мира, подчиняющие всю систему художественных средств.

Присутствие в современной прозе различных субъективно-личностных форм изображения и повествования свидетельствует о специфике реализма 60 -70-х годов, периода, насыщенного социально-историческими переменами, духовными изменениями. Писатель - участник происходящих событий, и его творчество подтверждает нерушимость связи с опытом народа в прошлом и настоящем.

Субъективно-личностные формы типизации отражают стремление современной литературы к целостному изображению человека и его жизни. Предпосылка тому, исторический опыт народа в 40 -70-е годы. Доверие к человеку, уважение его достоинства, признание индивидуальности продиктовано гуманизмом нашего общества, которое утверждает самые высокие нравственно-эстетические понятия и нормы. Время высокой активности народа в Великой Отечественной войне, в период возрождения страны после войны остается критерием оценки характера в произведениях Ф. Абрамова, В. Быкова, С. Залыгина, В. Шукшина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, О. Гончара и других писателей. Ю. Трифонов, чье творчество посвящено главным образом текущей современности, с большой выразительностью и убежденностью утверждает необходимость преемственности революционных идеалов. Формирование личности, с его очки зрения, означает преодоление духовной мелочности и эгоизма во имя идей, облагораживающих человека и освещающих жизнь высокой целью.



 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Быков В.

Тема войны в современной литературе (по творчеству В. Быкова) | Сочинение по литературе
Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... А. Твардовский Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных

Тема Великой Отечественной войны в литературе | Сочинение по литературе
Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота

Верность долгу (по повести «Обелиск») | Сочинение по литературе
Тема войны — почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся сложившимся человеком и талантливым

«Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» (по повести В. Быкова «Полюби меня, солдатик…») | Сочинение по литературе
Да, это мое поколенье, И знамени скромен наряд, Но риск, и любовь, и терпенье На наших погонах горят. Повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная впервые в

«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (по повести В. Быкова "Карьер") | Сочинение по литературе
Повесть «Карьер» принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема Великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем

Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» | Сочинение по литературе
Новый этап в творческом развитии В. Быкова открыла повесть “Сотников” — одно из самых глубоких произведений про войну не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе.

Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» | Сочинение по литературе
“Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх; кровь, слезы. Война также является и

«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» | Сочинение по литературе
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. И вспоминают и рассказывают, естественно, по-разному: по-своему, часто о своем. Что же важно

Рецензия на повесть В. В. Быкова «Карьер» | Сочинение по литературе
В одном из журналов была опубликована повесть Быкова “Карьер”. И вновь о войне, о многострадальной земле Белоруссии, о трагических испытаниях, которые выдерживают или не выдерживают люди,

Нравственный выбор человека на войне | Сочинение по литературе
Война – это самое страшное наказание для человечества. Война приносит горе, беды, голод и смерть. Люди сами развязывают войны, сами страдают от них. Из-за многочисленных военных столкновений гибнут

Фото Быков В.

 Изменить 
Быков В.

Быков В. - Биография

    БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.
    Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.
    Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.
    Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.
    Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.
    За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
    Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.
    В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.
 Изменить