Сочинения по литературе

Рецензия на фельетон М.А. Булгакова «Похождения Чичикова»

0
    «Похождения Чичикова» - фельетон (иногда его определяют как «маленькую сатирическую повесть»), написанный Булгаковым в 1922 году.
    Уже название произведения отсылает нас к бессмертному роману Н.В. Гоголя «Мертвые души». И действительно, сюжет фельетона «опирается» на гоголевских героев. Важно отметить, что хотя главное место здесь занимают персонажи «Мертвых душ» и, конечно, сам Чичиков, но в произведение включены герои и сюжеты других произведений Гоголя. Да и в тексте «Похождений» постоянно «проявляются» цитаты и заимствования из известных гоголевских творений.
    Фельетон имеет кольцевую композицию – все «приключения» Чичикова поданы автором как сон, приснившийся литератору, любящему и ценящему творчество Гоголя. Булгаков помещает достославного Павла Ивановича в современные писателю условия – послереволюционную Москву 1920-ых годов. Герой вынужден как-то приспосабливаться, «устраиваться» в этой, новой, казалось бы, для него жизни. Но с предприимчивостью и энергией, свойственной Чичикову, герою это удается «преотличнейшим образом», тем более что повсюду он встречает своих знакомцев, начиная от коменданта общежития дяди Лысого Пимена и заканчивая Ноздревым с Коробочкой.
    Опять, как и сто лет назад, мошеннику Чичикову удается заработать грандиозный капитал – он становится «трильонщиком». Путем обмана, надувательства, жульничества герой опять на какое-то время оказывается «на коне». Но, надо отдать им должное, Павлу Ивановичу активно «помогают» в этом все окружающие, которые состоят из характеров и типажей, выписанных Гоголем еще сто лет назад. Послереволюционную Москву населяют все те же Собакевичи и Ноздревы, места чиновников занимают все те Кувшинные Рыла и Неуважай-Корыта, а обычные обыватели так же косны и равнодушны, как и прежде.
    Ничего не изменилось - складывается ощущение, что мы попали в Россию начала 19 века. Та же коррупция, пронизывающая все слои общества, та же халатность и разгильдяйство, та же бестолковость, непрофессионализм и равнодушие «властьпридержащих» к своему народу. Больше того, в некоторых областях, по мнению писателя, дела со времен Гоголя только ухудшились. Так, в общежитии, которое образовалось на месте трактира, в котором жил Чичиков, «само собой, грязь и гадость была такая, о которой Гоголь даже понятия не имел».
    Но позвольте, вопрошает своим фельетоном Булгаков, но как же революция, которая должна была разрушить старый мир со всеми его пороками и построить новое, идеальное, общество? Получается, ничего этого не вышло? Ведь все то, что было «до», перешло и в «после»! Мало этого, это приняло колоссальные размеры и масштабы. Что при Гоголе разъезжало на тарантасах и в колясках, теперь распространяется со скоростью электричества: «Та же стихия действует в новом темпе» (Н.А. Бердяев) Зло увеличило свое быстродействие в тысячи и десятки тысяч раз!
    Таким образом, «Похождения Чичикова» - это острейший фельетон на так называемые «гримасы нэпа». Здесь мы встречаем не только героев «Мертвых душ», но и персонажей «Ревизора». Сам рассказчик сопоставляет себя с Хлестаковым – «маленьким человеком», мечтающим испытать все «наслаждения» жизни («Брюки… фунт сахару… лампу в 25 свечей…»), но не имеющим такой возможности. Единственный шанс для него почувствовать прелесть жизни – пофантазировать. Но в своих мечтах рассказчик беспощаден: «Гром пошел по пеклу… - Вот черт налетел! И откуда такого достали?!»
    Сопоставление этого героя с Хлестаковым заставляет задуматься – только лишь «социальная разруха» делает гоголевские типы такими живучими? Может быть, великих классики описали нам человеческие типы, которые существуют во все времена, существуют именно потому, что так создала их природа? Конечно, общественные условия позволили их порокам «проявиться в полной мере», с этим никто не спорит. Но суть, суть их объясняется волей Господа Бога и матушки-природы.
    Думаю, Булгаков это отлично сознавал. Однако цель его в данном произведении была другая – обличить пороки, показать, что жизнь нисколько не изменилась, а лишь гиперболизировала то, что было в столь непринимаемом большевиками российском прошлом. По мнению философа Н. Бердяева, в «Похождениях Чичикова» Булгаков показал, что «в стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность, как болезнь русской души. Вся революция наша представляет собой бессовестный торг - торг народной душой и народным достоянием». Больше того, писатель убежден, что революция закончила процесс омертвения человеческих душ, полностью изгнала Человека из человека. Это значит, напрашивается вывод их фельетона Булгакова, что революция преступна, аморальна и антигуманна. Думаю, именно так писатель и относился к совершенному в его стране перевороту. И считал необходимым, несмотря ни на что, донести свое мнение до читателей.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Семья Турбиных (по роману М.А. Булгакова "Белая гвардия") | Сочинение по литературе
Центральное место в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» занимает семья Турбиных. Молодые Турбины – Алексей, Елена и Николка – являются стержнем романа, вокруг которого строятся композиция и сюжет

Основные образы в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
«Белая гвардия» – во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях Булгакова о Киеве (в романе - Городе) конца 1918 - начала 1919 года. Семья Турбиных – это в значительной

Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия») | Сочинение по литературе
Книги Булгакова читали тайком, хотя официального запрета на них не было. И поэтому души широкого круга читателей Булгаков начал завоевывать только в 70-ые годы 20 века. Судьба писателя была трудной,

Проблема искусства в «Театральном романе» М. А. Булгакова | Сочинение по литературе
Смысл романа М. А. Булгакова — изображение двух точек зрения на понятие “искусство”, перекликающееся с этим чувство усталости, безысходности, слабости, сумасшествия, в конце концов. И, конечно же,

Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить и занимать умы миллионов читателей.

Смысл названия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман «Мастер и Маргарита» создавался Булгаковым с1928 года до конца его жизни, но так и не был полностью закончен. Уже тяжело больной писатель диктовал главы и вставки, правил написанное, не

Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
По жанру «Собачье сердце» М. Булгакова – антиутопия, фантастическая повесть с сатири-ческой направленностью, имеющая современную основу. В выборе центрального сюжет-ного события отразились общее

«Ведомство тьмы» и «ведомство света» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст», взятые М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части его романа «Мастер и Маргарита»,

Допрос во дворце Ирода великого (анализ из главы 2 части 1 романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по форме представляет собой роман в романе. Две истории, рассказанные автором, развиваются как бы параллельно друг с другом, не соприкасаясь ни персонажами,

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века | Сочинение по литературе
Известно, что над романом “Мастер и Маргарита” — главной книгой своей жизни — Булгаков работал в течение 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но, возможно, уже к 1930 году замысел

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить