Сочинения по литературе

Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

0

1. Литература в качестве отражения действительности.
2. Символы эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце».
3. Столкновение новой и старой жизни в произведении.
4. Опасность, исходящая от шариковых.
Каждое литературное произведение является отражением реальной действительности. Но «зеркало», в котором отражается действительность, может быть весьма и весьма своеобразным. Например, очень интересным мне представляется произведение М. А. Булгакова «Собачье сердце». В нем автор заставляет задуматься о сложнейших вопросах бытия и использует для этого едкую сатиру.

Герои повести «Собачье сердце» могут восприниматься нами как символы эпохи двадцатых годов. Это был страшный период в истории России. Социальные катаклизмы привели к изменениям общечеловеческих ценностей, люди потеряли нравственную опору. Символом прошлой жизни, стабильной и предсказуемой, становится профессор Ф. Ф. Преображенский. Это настоящий интеллигент, таких людей практически не осталось. Ученый выглядит уверенным в себе, но и он понимает, что его положение непрочно. Пройдет совсем немного времени, и все для него изменится. Профессор — это умный, образованный и серьезный человек. Он не скрывает своего мнения относительно того, что творится вокруг.



Подчас слушать профессора смешно. Однако смех этот сквозь слезы, на самом деле становится страшно, когда на глазах рушится все, на чем строился привычный быт людей.

«Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция — не нужно топить... почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?.. Почему убрали ковер с парадной лестницы?.. Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

Комфорт и безопасность быта уже не воспринимаются людьми как ценность. А почему? Потому что к власти пришли Шариковы, они стали символом новой эпохи. Шариковым не нужен ковер в парадной, они не беспокоятся о паровом отоплении, ходят в грязной обуви по мраморным полам. Но и это еще не самое страшное. Вместе с пренебрежением к бытовым удобствам для них не существует важнейших общечеловеческих ценностей — доброты, сострадания. Все это подменяется лозунгами, циничными и бестолковыми рассуждениями. Шариковы стремятся построить новую жизнь, при этом уничтожается все, на чем держалось общество. И старым российским интеллигентам приходится только рассуждать: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?.. разруха не в клозетах, а в головах».

Да, «разруха» в головах не дает покоя тем, кто в новых условиях чувствует себя на редкость комфортно. В самом начале повести мы слышим рассуждения бездомного пса: «Дворники из всех пролетариев — наигнуснейшая мразь! Человеческие очистки, низшая категория». Это на самом деле было так. Писатель ничего не приукрашивает, когда рисует мрачные картины. Мы видим нищету, убогость, запустение и несчастных людей. Вот девушка-машинистка, которая зарабатывает жалкие гроши. Жизнь этой девушки радужной не назовешь. Новая эпоха к ней безжалостна. А кто же чувствует себя в новой действительности как рыба в воде? Те, чьи нравственные устои представляются весьма сомнительными: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует». Человек, который терпел лишения долгое время, стремится компенсировать себе все, чего он так долго был лишен. На первый взгляд, все вполне понятно и оправданно. Но беда в том, что таких людей стало слишком много. И поэтому везде процветает воровство, каждый думает только о себе, о своих интересах. В стране полнейшая деградация. Новый тип человека — это отвратительное существо Шариков.

Бездомный пес, которому сделали операцию, олицетворяет люмпен-пролетария. Он вызывает отвращение. Но, как это ни странно, что это гнусный человек оказывается принят в новом обществе. Все требования соблюдены. Теперь не в моде духовность, образованность, благородство, и у Шарикова нет даже намека на эти качества. Налицо тупость, агрессивность, звериная жестокость. Самое время назначить такого человека (или недочеловека) на руководящую должность. Так и происходит. Удивительно, сколь точно и правдиво нарисовал Булгаков «хозяина жизни» — типичного пролетария. Именно он стал ключевой фигурой в обществе. Странно, но Шариковы безжалостны даже к себе подобным. В повести бывший пес уничтожает бродячих животных, то есть таких же несчастных, обездоленных существ, к которым совсем недавно относился и он сам. В реальности все происходило точно так же. Новые хозяева жизни не жалели тех, кто похож на них самих. Что это — борьба за место под солнцем или естественный отбор? И то, и другое может быть верным, ведь новые хозяева жизни — скорее животные, чем люди. Для шариковых нет ничего святого. Об этом свидетельствует донос на профессора Преображенского. Злое, завистливое существо, пролетарий, ненавидит всех вокруг. Сатира позволила Булгакову нарисовать карикатурную картину, которая выглядит очень узнаваемой. Новый человек не останавливается ни перед чем, ведь у него «собачье сердце». Фантастическая операция, которая и привела к созданию омерзительного Шарикова, на самом деле явилась метафорой настоящего эксперимента, которым была социальная революция. Шариков — это не человек и не собака, а какое-то совершенно непонятное существо, лишенное каких бы то ни было положительных черт. Общество, в котором устанавливает законы Шариков, обречено на абсолютную деградацию. Агрессивные существа практически неуязвимы, потому что у них нет слабых сторон, нравственных ограничений. Они ничего не боятся. Чудовищно, но остановить Шарикова в повести могла только обратная операция. А в жизни такого произойти не могло. Социальные преобразования не имеют обратного хода. Становится грустно от этого и страшно от осознания того, насколько прав был Булгаков, предупреждающий о страшной опасности, исходящей от шариковых.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении

Деградация души в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ. В начале 20-х годов

Анализ 19-лавы 2-части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - выдающееся произведение русской литературы, до сих пор вызывающее споры и разногласия. Кто-то восхищается им, кто-то не принимает. Но уже тот факт, что с

Борьба добра и зла в романе "Мастер и Маргарита” М. Булгакова | Сочинение по литературе
О романе Булгакова “Мастер и Маргарита” уже написано очень много и еще, наверное, немало будет написано. Как только ни трактовали эту книгу?! Одни видели в ней апологию дьявола, любование мрачной

Сочинение на тему: «Собачье сердце» Булгакова | Сочинение по литературе
Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков так и не увидел напечатанной. К печати ее допустили лишь в 1987, через 62 года после написания, но именно благодаря этому она осталась не испорченная

Последние годы жизни Булгакова | Сочинение по литературе
Жизнеописания писателей не зря кончают рассказом об их последних словах, часто высказанных в том состоянии, когда сознание меркнет, а память истончается. Мы воспринимаем смерть писателя именно «как

Значение «русского сна» в пьесах Булгакова | Сочинение по литературе
В «русских снах» Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями «Бега» за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как

Тема города в русской литературе (по произведениям Михаила Булгакова) | Сочинение по литературе
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А.

Киев в жизни и творчестве Булгакова | Сочинение по литературе
Место, где родился человек, - это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни

Булгаков «политически вредный автор» (рецензия) | Сочинение по литературе
Смех не может быть нейтральным. Любой смех показывает на отношение к тому, что смешно. М. Зощенко Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить