Сочинения по литературе

Сатирические мотивы в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»

0

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное и многоплановое произведение. Критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» Булгаковского взгляда несовременную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа.
Например, Константин Симонов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда конца двадцатых годов с ее, как: тогда говорили, «отрыжками».

Итак, сатирические мотивы в романе преобладают. По значимости вреда для общества на первое место можно с уверенностью поставить образ председателя правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактора «толстого художественного журнала» Михаила Александровича Берлиоза. «Однажды весною, в час не бывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» происходит разговор Берлиоза с поэтом Иваном Николаевичем Поныревым, также весьма сатирическим типом. Для очередного выпуска журнала редактор заказал поэту большую антирелигиозную поэму. Бездомный (псевдоним Понырева) написал статью, но она не удовлетворила Берлиоза, потому что «Иисуса очень черными красками» изобразил поэт, и председатель объяснил, как надо переделать поэму: главной должна стать мысль о том, что Христа не было вообще.Интересно, что этот человек с иностранной фамилией воспринимается как активный деятель не конкретно русского, а Всемирного объединения писателей. Этим Булгаков подчеркивает его рационалистическое, научное отношение к действительности, расценивающее необычайное, неповторимое и нетипичное как прямое отклонение от нормы, требование соблюдения которой считалось необходимым и единственно правильным во вверенном ему заведении. Внешне симпатичный Берлиоз поначалу вызывает к себе симпатию читателей, но до определенного момента. Именно благодаря его руководству в литературе процветают критики, подобные Ариманам и Латунским, своим существованием убивающие всякие попытки возродить и развить литературу. Именно под его началом художественное творчество превращается в нагромождение трескучих примитивных лозунгов, новая культура ограничивает творчество жесткими рамками, а нравственные и гуманистические идеалы людей теряют свою ценность. Именно борьбе с этими «вечными вопросами», бессмертными идеями и посвящена деятельность Берлиоза. Ведь только они способны не только противостоять, но и ниспровергнуть ложность и декламационный характер его взглядов на жизнь. Только духовные искания; идеалистические устремления людей способны опрокинуть примитивные схемы человеческого общества. Поэтому для Берлиоза так важно, просто необходимо убедить современников, что никакого Иисуса на свете никогда не было. Тем самым Берлиоз не просто критикует сочинение Ивана Бездомного, а в довольно резкой форме позволяет себе отрицать высшие нравственные ценности, выработанные человечеством на протяжении всего своего развития.

А Бездомный поставлен в условия, когда истина заменяется искажениями, подтасовкой или сознательным обманом. В равной степени общество страдает от них обоих, і Разве удивительно, что на этом фоне дела Ассоциации имеют «душок»? Все в ней сводится не к созданию творческих произведений, а к получению в порядке очередности материальных благ, которые распределяются по связям, знакомству и т. д.Описание «Дома Грибоедова», где расположился МАССОЛИТ, несет в себе сатирическую характе- ристику людей от литературы и искусства. Булгаков прямо противопоставляет дом, названный именем великого русского драматурга, и недостойных творческих ремесленников, прозябающих в нем. Почтения к имени Грибоедова у них нет и в помине, а двери там увешаны табличками: «Рыбно-дачная секция», «Бильярдная», «Личные расчеты скетчистов», «Квартирный вопрос» и т. д. И это в храме литературы! Автор изображает и самих членов ассоциации: «Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий? — Что за вопрос, конечно, здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки а натюрель. Виртуозная штучка!» Это слова поэта. О каком развитии литературы можно говорить с подобными людьми, которых в жизни интересует только пища, причем желательно повкусней?

Этих творческих работников вряд ли осеняет вдохновение, они в первую очередь озабочены получением льгот и дач. Парадокс в том и состоит, что подобные вещи происходят в доме писателя, высмеивающего ограниченность, паразитизм и иждивенчество таких людей.
С появлением свиты Воланда в Москве все переворачивается вверх дном: безобразия в «магазине для не совсем простых граждан», пожар в «Доме Грибоедова», путешествие Степы Лиходеева в Ялту и т. д. Глумливый Коровьев-Фагот и Кот-Бегемот вволю потешаются над сотрудниками известного дома на площади, да и над всеми москвичами, устроив в Варьете «сеансы черной магии с полным ее разоблачением». Однако все это имеет карнавальный оттенок. Надо отдать Воланду должное: в сценах, происходящих в Варьете, он совсем не издевается, не глумится, а, напротив, как бы испытывает собравшихся там горожан. И, к сожалению, перед нами обнажается не совсем пристойный их образ, так как внутренняя сущность людей в необычных обстоятельствах становится особенно явной.

Введение фантастических героев позволило М. А. Булгакову создать яркую сатиру на мир обывательской Москвы 1920-х годов, изобразив ряд персонажей весьма неприглядного вида. Встреча с нечистой силой обнаруживает, нравственную ограниченность всех этих «берлиозов», «майгелей», «Никано- ров Ивановичей» и прочих, подобных им.

Автор высмеивает действительность, но смех этот не агрессивен, в нем нет злобы. Это смех от всей души. Это открытый смех в голос над всем серьезным и самым страшным из того, что окружало писателя. Булгаковский смех освобождает душу, и возрождает для жизни. Такой смех побеждает всегда. Он карает предательство, непорядочность, нечестность.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении

Деградация души в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ. В начале 20-х годов

Анализ 19-лавы 2-части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - выдающееся произведение русской литературы, до сих пор вызывающее споры и разногласия. Кто-то восхищается им, кто-то не принимает. Но уже тот факт, что с

Борьба добра и зла в романе "Мастер и Маргарита” М. Булгакова | Сочинение по литературе
О романе Булгакова “Мастер и Маргарита” уже написано очень много и еще, наверное, немало будет написано. Как только ни трактовали эту книгу?! Одни видели в ней апологию дьявола, любование мрачной

Сочинение на тему: «Собачье сердце» Булгакова | Сочинение по литературе
Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков так и не увидел напечатанной. К печати ее допустили лишь в 1987, через 62 года после написания, но именно благодаря этому она осталась не испорченная

Последние годы жизни Булгакова | Сочинение по литературе
Жизнеописания писателей не зря кончают рассказом об их последних словах, часто высказанных в том состоянии, когда сознание меркнет, а память истончается. Мы воспринимаем смерть писателя именно «как

Значение «русского сна» в пьесах Булгакова | Сочинение по литературе
В «русских снах» Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями «Бега» за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как

Тема города в русской литературе (по произведениям Михаила Булгакова) | Сочинение по литературе
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А.

Киев в жизни и творчестве Булгакова | Сочинение по литературе
Место, где родился человек, - это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни

Булгаков «политически вредный автор» (рецензия) | Сочинение по литературе
Смех не может быть нейтральным. Любой смех показывает на отношение к тому, что смешно. М. Зощенко Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить