Сочинения по литературе

Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба»

0
События, изображенные в повести «Тарас Бульба», относятся к далекому прошлому, когда южная Россия была охвачена пламенем борьбы с иноземными завоевателями. Погружаясь в давно минувшее и сравнивая его с настоящим, Гоголь нашел в прошлом то, что безуспешно искал в окружающей его действительности и своих современниках: самоотверженную преданность интересам страны и государства. Эти качества людей, так высоко ценившиеся Гоголем, воплотились затем в положительных образах «Тараса Бульбы». На протяжении всей повести Гоголь прославляет Запорожскую Сечь, ее нравы, ее политическое устройство: народный совет, выборность атаманов, равенство и демократизм казаков. Это идеальная республика, о которой мечтал Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, недюжинные натуры, настоящие дружба и братство.
Повесть «Тарас Бульба», как известно, входит в сборник «Миргород» и является его составной частью, его необходимым звеном. Повесть эта, замечает С. Машинский, никогда не выходила при жизни Гоголя отдельным изданием. «Впервые она появилась в 1835 году в «Миргороде», второй и последний раз - в 1842 году в Сочинениях Гоголя, в том же «миргородском цикле». И это не случайно. Противопоставляя в «Миргороде» мелочной и скудной жизни Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича жизнь, полную тревог, освященную великой идеей борьбы за национальную независимость, Гоголь говорил своим современникам о возможности иной жизни, иных взаимоотношений. Изображение Запорожской Сечи не только оттеняло и разоблачало ничтожное существование миргородских жителей, но и показывало, что иные условия жизни рождают героев, объединяют массы на общее дело.

В Тарасе нашли выражение, как писал и сам Гоголь, существенные черты, присущие людям эпохи национально-освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV-XVII веках. В. Г. Белинский, например, назвал Тараса Бульбу представителем жизни целого народа, «целого политического общества в известную эпоху жизни». По мнению М. Б. Храпченко, «Тарас Бульба» - героическая эпопея. И это справедливо. Своеобразие повести Гоголя не только в широком охвате жизни, но и в создании героических характеров, в изображении народа как активной силы, определяющей в конечном итоге исход борьбы с панской Польшей.




Выразителем патриотических чувств писателя, героического начала в повести является Тарас Бульба. Принимая рассказ о Тарасе за главную линию повествования, мы не только установим взаимосвязь и взаимообусловленность событий, по и обратим внимание на особенности построения повести, на то, как усложняются и становятся более значительными к концу повествования изображенные события. В первых главах рассказывается лишь о Тарасе и его семье, в последующих, начиная с третьей, мы видим Тараса в кругу запорожцев и, наконец, активным участником освободительной борьбы. Батальные картины, в центре которых Тарас Бульба, завершают повесть. В связи с этим в поле зрения будут не только Тарас Бульба, но и Остап, Андрий, товарищи Тараса, Запорожская Сечь, битвы под Дубно и лирические отступления автора, придающие повести особый колорит, торжественность и лиричность.

Повесть Гоголя таит в себе огромную силу идейно-эмоционального и эстетического воздействия на у себя. Яркие образы, сцены, трагические и батальные картины волнуют всех и не забываются долгие годы. Однако не все воспринимается в равной степени. Это относится и к судьбе Андрия. Безусловно, Читатели его осуждают, но часто бездумно, не размышляя особенно над причинами его поступков, его чувствами к панночке. А это важная линия в повести, имеющая прямое отношение и к Остапу, и к Тарасу, и к общему делу борьбы. Поведение героев в трудную минуту для родины служит мерилом истинного отношения к ней. Личная, любовная тема, замечает М. Б. Храпченко, развивается параллельно с главным течением, однако «является важным средством выражения общего замысла эпопеи». И это действительно так. Рассматривая в связи с главной линией повести личную тему Андрия, соотнеся его поступки с поступками брата, отца и всех запорожцев, мы и покажем, что как бы ни было прекрасно, велико чувство Андрия к панночке, оно меркнет перед чувствами и подвигами Остапа, Тараса и славных запорожцев, погибающих с мыслью о родине. В этом мы видим главную задачу воспитывающего обучения.

И еще. Вряд ли целесообразно начинать всегда изучение повести с рассказа о ее исторической основе. В какой-то степени исторический экскурс учителя - своего рода недоверие к повести и к учащимся. Отсюда не следует, конечно, что отрицаются вообще комментарии. Как правило, произведения литературы XIX века в них нуждаются. Речь идет лишь о содержании вступительных занятий и в связи с этим о месте рассказа о писателе, в данном случае о Гоголе. На основании сказанного предлагаются два варианта системы уроков. В первом из них рассказ о писателе завершает изучение повести «Тарас Бульба», во втором он предваряет ее изучение. Изменяется в связи с этим и содержание рассказов.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гоголь Н.В.

Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») | Сочинение по литературе
Остап и Андрий — родные братья, но они очень сильно отличаются друг от друга. Остап обладает твердым характером, это становится ясно уже в самом начале повести. Годы, проведенные в бурсе, закалили

Идейный пафос «Тараса Бульбы» | Сочинение по литературе
Идейный пафос «Тараса Бульбы» — в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как

Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
«Тарас Бульба» — не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже, в каком веке происходило действие повести. Гоголю

Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея) | Сочинение по литературе
Есть в истории украинского народа могущественный и прекрасный период: это — запорожское казачество. О нем написано немало интересных произведений, и одно из лучших — повесть М. В. Гоголя «Тарас

Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса

Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Романтика казацкого быта и обычаев нашла свое отображение в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». По словам В. Белинского, Гоголь в повести «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в странном

Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Первая глава подготавливает читателя к последующим событиям: в ней дается завязка (решение Тараса ехать с сыновьями в Сечь) и представление о времени, когда происходит действие; указывается на

Личность и народ в повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
В 1835 году были опубликованы две книги Н.В.Гоголя — «Миргород» и «Арабески», с которых начался путь писателя-реалиста. Повести, составившие «Миргород», тематически очень самостоятельны, что

Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
В центре «Тараса Бульбы» — героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда еще в русской литературе так ярко и глубоко не изображались размах и раздолье народной жизни.

Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Когда же заходит речь о "Тарасе Бульбе", то большинство учителей почему-то забывает, что перед нами повесть, пронизанная именно украинскими мотивами, насыщенная украинской культурой! Почему

Фото Гоголь Н.В.

 Изменить 
Гоголь Н.В.

Гоголь Н.В. - Биография

    ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие  Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии -- 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.

     Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба-- 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет") получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе "Мертвые души" (1-й том -- 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ". Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.    
Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую -- Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места -- Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери -- Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечаилений мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния".

     "Задумываться о будущем я начал рано...". Годы учения. Переезд в Петербург.Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре -- как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в "вольнодумстве" (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).

     По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

     По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу -- вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.
    
     "Вечера на хуторе близ Диканьки"
     Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки" (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...". Вместе с тем "веселость" гоголевской книги обнаруживала различные оттенки -- от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в "Вечерах..." проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
     После выхода первой прозаической книги Гоголь -- знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
    
     "Миргородский" и "петербургский" циклы. "Ревизор"
     1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений -- "Арабески" и "Миргород" (оба в двух частях); начата работа над поэмой "Мертвые души", закончена в основном комедия "Ревизор", написана первая редакция комедии "Женихи" (будущей "Женитьбы"). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере "Ревизора" (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем "Современнике": "Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале". Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году").
     "Миргород" и "Арабески" обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к "Вечерам..." ("малороссийская" жизнь), миргородский цикл, объединивший повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик -- пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств -- вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе" -- столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же "петербургских повестей" из "Арабесок" ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет"; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос" и "Шинель") -- это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги -- плута или авантюриста -- в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой". Освобожденная от конкретных деталей "наказания порока", передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое -- как напоминание о неминуемом Страшном суде.
    
     Главная книга
     В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию -- в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых (как и "Ревизора") был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка "ревизских душ" умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно -- не только со стороны "низменных рядов ее", но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие "мертвая душа" и вытекавшая отсюда антитеза "живой" -- "мертвый" из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, "ревизская душа") передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим -- общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика "Мертвых душ" (обозначение "поэма" указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).
    
     Второй том "Мертвых душ". "Выбранные места из переписки с друзьями"
     После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых -- "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857).
     В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
     К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям -- А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.
     В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.
     Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
    
     "Четырехмерная проза"
     В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке "маленького человека". На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир..." (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
 Изменить