Сочинения по литературе

Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова

0
    Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой — юной и сильной — жизни... За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Пьеса Чехова “Вишневый сад” отражает именно такую переломную эпоху — время, когда старое уже умерло, а новое еще не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла. Возможно, это — затишье перед бурей? Никто из персонажей еще не знает ответа, но все чего-то ждут... Точно так же ждал, вглядываясь в неизвестное, и Чехов, ждало и все русское общество, страдавшее от неопределенности и пребывавшее в растерянности. Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядет иная... С поэзией грустных воспоминаний о былой блестящей жизни, навеки отшумевшей, кончается царство вишневых садов. Скоро начнется эпоха действий и перемен. Все герои пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут ее с опаской и неуверенностью, а другие — с верой и надеждой.
    Находясь в ожидании, большинство героев Чехова нэ живут настоящим, смысл их жизни заключен либо в идеализированном прошлом, либо в столь же идеализированном будущем. То, что происходит здесь и сейчас, их как будто не волнует (хоть Раневская и оплакивает имение, она ничего не делает для его спасения). Трагизм их положения в том, что существуют они вне “вишневого сада”, который олицетворяет саму жизнь. Вишневый сад — это вечное Настоящее, которое связывает воедино прошлое и будущее в вечном движении жизни. В этом саду росли многие поколения. Сад — это то, что существовало всегда, еще до рождения Раневской, Гаева, Фирса, в нем воплощена высшая правда жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои.
    Весной сад цветет, к осени приносит плоды; отмершие ветки дают новые свежие ростки, сад наполнен запахами трав и цветов, пением птиц, здесь кипит жизнь! Напротив, жизнь его владельцев стоит на месте. В пьесе практически нет действия, а персонажи только и делают, что проводят драгоценное время своей жизни в разговорах, которые ничего в ней не меняют. “Вечный студент” Петя Трофимов безжалостно обрушивается на человеческие пороки — праздность, лень, пассивность — и призывает к активности, к труду, проповедуя “высшую правду”. Он утверждает, что непременно найдет для себя и укажет другим путь к ней. Но в жизни он не идет дальше слов и на деле оказывается “недотепой”, который не может закончить курса и над которым все потешаются из-за его рассеянности и неловкости. Аня, душа которой искренне открылась свободным стремлениям Пети, восторженно восклицает: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”. Она легко отказывается от прошлого и с радостью покидает родной дом, ибо впереди у нее — “светлое будущее”. Но слишком призрачна и неопределенна эта новая жизнь, которой так ждут Петя и Аня, а они, сами того не сознавая, платят за нее дорогую цену: разрывают связь с истоками — с вишневым садом.
    Полна смутных и неясных надежд и Раневская. Она плачет при виде детской, произносит напыщенные монологи о своей любви к родине, но тем не менее продает сад и уезжает в Париж к человеку, который обокрал и бросил ее. Сад, конечно же, дорог ей, но только как символ ее увядшей молодости и красоты. Она, как и все остальные герои пьесы, не может понять того, что никакой миф, который человек создает для себя сам, чтобы побороть страх пустоты и хаоса, — никакой миф не наполнит жизнь подлинным смыслом. Продажа сада — это лишь видимое решение проблем, и нет сомнения в том, что мечущаяся душа Раневской не найдет успокоения в Париже, а мечты Пети и Ани не осуществятся. “Вся Россия наш сад”, — говорит Петя Трофимов, но если он с такой легкостью отказывается от того, что связывает его с прошлым, если он не способен увидеть красоту и смысл в настоящем и не осуществляет свою светлую мечту здесь и сейчас, в этом саду, то и потом, в будущем, он едва ли найдет смысл и счастье.
    Мечтает о конце “нескладной, несчастливой жизни” и Лопахин, который живет по законам практицизма и выгоды. Выход из положения он видит в покупке сада, но ценит в нем только то, что он большой, и собирается вырубить, чтобы на этом месте строить дачи.
    Вишневый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с человечеством, с Истиной. Кто знает, может быть, прообразом вишневого сада послужил райский сад, от которого тоже отказался человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Чехов А.П.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Размазня» | Сочинение по литературе
Рассказ А.П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году - в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза». Данный рассказ, на мой

Человек и среда в рассказах А. П. Чехова | Сочинение по литературе
Как течет и изменяется жизнь, так меняются содержание и герои произведений А. П. Чехова. Постепенно на пути своей творческой эволюции он переходит от написания юмористических рассказов к

Характеристика Лопахина | Сочинение по литературе
Чем объясняется поведение Лопахина в конце 3-го действия пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?Третье действие пьесы заканчивается тем, что в дом Гаева и Раневской приходит

Какова роль зоологической детали в рассказах Чехова | Сочинение по литературе
Какова роль зоологической детали в рассказах А. П. Чехова?Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что в системе чеховских изобразительно-выразительных средств зоологическая деталь

Прав ли Катаев, утверждающий, что только Гуров («Дама с собачкой») может быть поставлен в один рад с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа | Сочинение по литературе
Прав ли В.Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров (А.П. Че­хов «Дама с собачкой») может быть поставлен в один рад с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого

Разделяете ли вы мнение Ивлевой о том, что Шарлотта — «са­мый загадочный образ в последней комедии Чехова» | Сочинение по литературе
Разделяете ли вы мнение Т. Г. Ивлевой о том, что Шарлотта — «са­мый загадочный образ в последней комедии Чехова»?Приступая к ответу на вопрос, вспомните авторскую оценку, данную в письме О.

Кто из русских драматургов не использовал в своих пьесах паузы и в чём новаторство Чехова, сделавшего паузу одной из самых частот­ных ремарок | Сочинение по литературе
Кто из русских драматургов не использовал в своих пьесах паузы и в чём новаторство Чехова, сделавшего паузу одной из самых частот­ных ремарок?Формируя теоретическую базу своего рассуждения,

Какую роль выполняют в пьесе Вишневый сад Чехова паузы | Сочинение по литературе
Какую роль выполняют в пьесе Чехова паузы?Для того чтобы сформировать собственное суждение на предложен­ную тему, вспомните, что пауза в драматургии является одним из средств формирования

В каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей | Сочинение по литературе
Подумайте, в каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом Чехова?Обыватель изображен в

Почему мещанство — большое зло? Ионыч | Сочинение по литературе
Подумайте, в чем «Ионыч» может служить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство — боль­шое зло» ?В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» представлена типичная картина

Фото Чехов А.П.

 Изменить 
Чехов А.П.

Чехов А.П. - Биография

    (1860 — 1904), прозаик, драматург
    Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
    В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
    Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 — 85).
    В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина — все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу "Остров Сахалин" (1893 — 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № б". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др. В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер. В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 — 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса. В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.
 Изменить