Сочинения по литературе

Сны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

0
    Лев Николаевич Толстой уделял исключительное внимание духовной жизни человека. В романе «Война и мир» писатель достигает высшего мастерства в изображении внутреннего мира своих героев. Одним из средств раскрытия тончайших душевных движений, перемены настроений, возникновения или нарастания чувств являются сны, которые видят персонажи произведения.
    Все сновидения в романе «Война и мир» не случаены, им отведено строго определенное место. Сон – не просто вызванный физиологической потребностью отдых героя, своеобразная передышка между действиями, но, прежде всего, яркий символ, знамение. Толстой передает при помощи описания ночных видений сложные душевные состояния, новые взгляды на действительность, то есть переломные, очень важные моменты жизни героев.
    Один из таких эпизодов – сцена свидания Наташи Ростовой с Андреем Болконским в Мытищах. Все происходящее изображается в связи с восприятием окружающего больным князем Андреем. Толстой дает ряд последовательных впечатлений, пробегавших в сознании героя. Чередование полубредовых представлений, чувств и мыслей создают картину внутренней напряженной жизни его «больной души». Притом дополняет все это реальная обстановка: полумрак, неясные ночные звуки, пробудившиеся Тимохин и доктор, нагар у свечи, «худое и бледное лицо Наташи».

    Князь Андрей охвачен новым чувством, открывшим ему «счастье, неотъемлемое от человека». Он живо представляет себе «ту минуту на перевязочном пункте, когда при виде страданий нелюбимого им человека», Анатолия Курагина, «ему пришли эти новые, сулившие ему счастье мысли». «Сострадание, любовь к братьям, с любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врачам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал», - вот что было новым счастьем для Андрея Болконского. Ясные мысли князя сменяются тяжелым бредом. Князь Андрей слышит тихий, шепчущий голос: «И питии-пити-пити», «и ти-ти». «Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое-то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок», которое он старался держать ровно.
    Это рушились убеждения и былые стремления героя и восставала новая, вечная истина, так поздно, но верно осознанная героем. Бредовое и реальное смешиваются в мыслях Андрея: это красный свет свечки, шуршанье тараканов и мухи, «бившейся на подушку и на лицо его», «белое у двери», кажущееся ему то статуей сфинкса, то рубашкой на столе.

    «Иногда мысль его вдруг начинала работать с такой силой, ясностью и глубиной, с какой никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии». Перед лицом смерти Андрей понимает сущность любви: «Любить Бога во всех проявлениях». Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее разрушить, она есть сущность души. Именно в эти минуты Андрей вспоминает ту, которую больше всех на свете ненавидел и любил: «И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страдания, стыд, раскаяние. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видя жестокость своего романа с нею».

    Внимание Андрея опять переносится «в другой мир действительности и бреда», в котором он разглядел в образе рубашки-сфинкса лицо реальной Наташи.

    Глубоко символичен последующий сон Андрея. Умирающий объясняется с Наташей, испытывает странное физическое ощущение ее близости, понимает, что любит ее больше всех в мире, и отчаянно цепляется за жизнь. «Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть? Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» - такими мыслями терзает он себя.

    Засыпая, князь думает о любви и смерти, но больше о последней, так как чувствует себя ближе к ней. Во сне Андрей здоров. Он ведет обычные светские разговоры, блистает остроумием и вдруг понимает, как все это ничтожно перед лицом смерти, стоящей за дверью. Герой отчаянно борется за жизнь, охваченный мучительным страхом, «болезненно напрягает все свои силы». Последние, сверхъестественные усилия тщетны, смерть беззвучно отворяет дверь, и Болконский умирает…

    Это был сон, но с того дня, вместе с пробуждением ото сна, началось для князя Андрея пробуждение от жизни. Княжна Марья и Наташа, ухаживавшие за ним, видели, «как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

    Таким образом, сон Андрея Болконского носит характер предзнаменования такого важного таинства, как смерть.

    Если бы не была прервана жизнь Андрея, то он смог бы оказаться в рядах декабристов. Не лучайно Толстой рисует в эпилоге его сына Николеньку, восторженно слушающего Пьера Безухова в споре с Николаем Ростовым: «Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими глазами.

    - Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он у Пьера.

    - Я думаю, что да, - ответил Пьер»

    Поводом к этому вопросу послужил сон Николеньки. Во сне он шел с дядей Пьером впереди огромного войска. Они неслись радостно и легко к цели. Но со временем становилось все труднее. Появляется грозный дядя Николай Ильич, который утверждает, что, верный Аракчееву, он убьет первого, кто двинется вперед. В поисках поддержки, Николенька оборачивается к Пьеру, но его заменяет бесплотный образ отца – князя Андрея, ласкающего и жалеющего сына.

    Мальчик понял, что покойный отец является союзником Пьера в идее создания антиправительственного народного общества: «Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Что бы но ни говорил – я сделаю это». Николенька чувствует свой долг перед Отечеством, осознает свою ответственность за судьбу грядущего поколения и так же, как когда-то его отец, мечтает о славе и почестях.

    Таким образом, сны в романе не только отражают внутренний мир персонажей, но и позволяют героям понять себя, окружающих, разобраться в собственных мыслях и понять свое предназначение.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории (По роману Л. И. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Историческая личность - суть ярлык, который история вешает, на то или иное событие. Л.Н.Толстой Кутузов в романе появляется уже тогда, когда русская армия отступает. Сдан Смоленск,

"Война и мир" -энциклопедия русской жизни | Сочинение по литературе
...и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие... Л. Толстой Когда Толстой приступил к работе над романом

Пути искания места в жизни Пьером Безуховым. | Сочинение по литературе
Книги Толстого — документальное изложение всех исканий, которые предприняла личность сильная в целях найти себе в истории России место и дело. A.M. Горький Роман “Война и мир” —

Гармония и красота в творчестве Л. Н. Толстого | Сочинение по литературе
Пой сладкозвучный гимн священной красоте! Она одна живет, безгрешна и извечна, Смерть может разбросать миров дрожащий рой, Но красота горит, рождаясь бесконечно... Депонт

Усадебный мир эпохи Льва Толстого | Сочинение по литературе
Имя Льва Николаевича Толстого во всем мире ассоциируется с Россией, великой русской литературой и загадочной русской душой. Это вполне справедливо, поскольку в произведениях писателя чрезвычайно

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18) | Сочинение по литературе
Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над

Всенародный поход против врагов (по роману «Война и мир») | Сочинение по литературе
Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” образно и правдиво изобразил самые трагические и героические события начала XIX века. Отечественная война 1812 года показана Толстым как

Л.Н. Толстой - тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи «Война и мир») | Сочинение по литературе
Произведения Л.Н. Толстого стали классикой мировой литературы. Больше того, для всего мира имя этого писателя является олицетворением русской литературы. Недаром иностранцы чаще всего называют

Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Войнам мир». Смысл их противопоставления | Сочинение по литературе
Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема

Кутузов и Наполеон в романе Л. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Художественный прием антитезы — стержень романа-эпопеи “Война и мир”, пронизывающий буквально все произведение. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить