Сочинения по литературе

Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»

0
Ромашов начинал понемногу понимать, что вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением.
А.И. Куприн
Повесть «Поединок» дополняет и развивает тему о состоянии и положении русской армии, нашедшей свое отражение в произведениях других наших классиков. Впрочем, именно Куприн поднял ее с такой остротой. Основная идея выражена мыслями главного героя произведения Юрия Ромашова. «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни одной крошки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время - идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?»
Главные герои повести - офицеры. Они изображены многоплановыми, неоднозначными людьми, но условия, в которых они существуют, заставляет, даже обязывает их проявлять самые скотские черты характера. Например, главный герой, Ромашов - прекрасный человек, любящий литературу, жалеющий солдат, способный на высокую любовь и самопожертвование, позволяет себе порой напиваться до безобразия.
Мы видим армейскую жизнь глазами Ромашова. Ему двадцать один год, он недавно окончил военное училище. В детстве он, вероятно, находился под обаянием мифа о русской армии и русском офицерстве, но в действительности столкнулся с совершенно иными вещами. Уже на четвертый день пребывания в полку его стал унижать без всякого повода Арчаковский, который был всего на один чин старше Ромашова. И в голову молодому офицеру начинают закрадываться мысли не только об улучшении положения вещей в армии, но и об уничтожении армии как таковой - повсюду, на всей земле. Он представляет себе, что вдруг все люди скажут «нет» войне и военной службе. «И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Это недостижимая мечта Ромашова, которая придает особое обаяние его образу. Есть у нео и более реальная мечта. Ромашов часто думает о том, как он уйдет в отставку после обязательных трех лет службы и займется литературной работой.
И в отношениях с женщиной, и в попытках защитить солдат, и в своих размышлениях Ромашов предстает перед нами честным человеком. Он начинает осуждать сословную мораль офицерства, которое глубоко презирало штатских «шпаков, штафирок или рябчиков», как называли гражданских офицеры. Еще в училищах юнкера с восторгом рассказывали о том, что считалось молодечеством и даже «подвигом»: «... изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр». Из своих мучительных размышлений Ромашов делает вывод, что военная служба - совсем не такое уж почетное занятие, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд. С ним можно спорить, конечно, но нельзя не видеть, что у этого человека есть стремление жить по совести.








В армии такие занятия не в почете. Штабс-капитан Плавский отказывает себе даже в еде, чтобы скопить деньги, которые дает в долг товарищам под огромные проценты. Капитан Стельковский, у которого в роте солдаты выглядят сытее и веселее, чем у других, «умница, сильный, смелый человек». Но суть его жизни составляет то, что «он совращает неопытных крестьянских девчонок». Очень многие пьют.
Повесть Куприна произвела большое впечатление на русское общество. Для многих было открытием то, что описал писатель, с какой стороны показал он армию. Одни приветствовали появление повести, другие считали, что это клевета. Конечно, Куприн несколько сгустил краски, и все же в одном он был абсолютно прав: если человек получает неоправданную власть над людьми - носит оружие - он может скатиться в пропасть моральной деградации, что и происходило в русской армии прежде, что происходит и сейчас.
Ромашов в конце повести гибнет не случайно. Эта среда, образованная озверелыми людьми, еще способна сама защищать себя от инакости, которая несет ей разрушение. И лекарства от этой болезни нет, разве что в самом деле люди всей земли могли сказать «нет» войне, и все разошлись бы по домам.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Куприн А.И.

Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в

Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести "Олеся" | Сочинение по литературе
Александр Иванович Куприн – писатель, особой чертой которого является реалистичное описание действительности. Он мастерски передает характеры, образы персонажей, среду, которая их окружает через

«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе | Сочинение по литературе
Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым. Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я

Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна | Сочинение по литературе
III вариант А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и

Александр Иванович Куприн - яркий представитель школы критического реализма XX века | Сочинение по литературе
Критический реализм, как направление, родился еще в XIX веке. В XX веке он нашел свое выражение в творчестве многих известных писателей. Среди них А.И.Куприн, о котором Паустовский писал: "Мы

Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна | Сочинение по литературе
В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который

Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») | Сочинение по литературе
Александр Иванович Куприн — честный и самоотверженный художник, патриот России. В своих критических произведениях писатель старался показать “язвы” современного общества для быстрейшего их лечения.

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А.И. Куприна "Олеся") | Сочинение по литературе
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире». (А.Куприн) В последнее время я стала читать достаточно много романтических книг. И вот однажды в мои руки попали произведения

Любовь в творчестве Куприна | Сочинение по литературе
Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило,

Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам — как ни мрачна была их правда — мечту о будущем,

Фото Куприн А.И.

 Изменить 
Куприн А.И.

Куприн А.И. - Биография

    Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок" (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
    Биография
    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.
    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".
    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).
    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака
 Изменить