Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика
Центральное место в сборнике «Миргород» Н.В. Гоголя занимает повесть «Тарас Бульба». Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожская Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современности. «Бей в прошедшем настоящее, — писал впоследствии Гоголь Языкову, — и тройною силою облечется твое слово». Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нравственную цельность и могучую силу народного духа.
Повесть «Тарас Бульба» привлекает читателей реалистичностью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения — романтический.
Тарас Бульба — главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты с помыслами его народа. Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума — Тарас близок к своему «товариществу». Однако, создавая типический образ народного героя, писатель подчеркивает его индивидуальность. Тарас Бульба — яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий. Могучая жизненная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосредственность, искренность, добродушие, чувство юмора — все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. «У Гоголя, — писал В.Г. Белинский, — Тарас Бульба также исполнен комизма, как и трагического величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе личность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним».
Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стремились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Каманин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого (два сына его убиты польской шляхтой) действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания. Однако в целом Тарас Бульба — это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.
И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклорной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается исполнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противоречивость, душевная двойственность. Это натура сильная, цельная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступления Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный своим чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы «товарищества». «Чем не козак был?» — с горечью говорит Тарас, смотря на «чудную красоту» казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают образу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. «Нет уз святее товарищества! — говорит Тарас. — Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отец и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
Героическими качествами, по мысли писателя, обладают многие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храбрых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап — достойный преемник своего отца. Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявляет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.
Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Остапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. «Битва под Дубно излагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожской Сечи (битва — пир, воины — орлы), соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом(троекратное обращение Тараса к казакам). Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: «Там, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок!». Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фразам, к повторам, к риторическим восклицаниям: «Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко…» <…>
На протяжении развертывающихся событий Гоголь неоднократно превращается в их очевидца, участника, заинтересованного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: «Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!». Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!»».
«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимистична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.
Какой символический смысл в гоголевской повести получает заглавный образ шинели | Сочинение по литературе
Какой символический смысл в гоголевской повести получает заглавный образ шинели?Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что вещный мир получает в произведениях Н. В. Гоголя важное значение.
В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чём их можно сопоставить с повестью Гоголя | Сочинение по литературе
В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чём их можно сопоставить с повестью Н. В. Гоголя?Как литературный контекст могут
Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Гоголя) экспозицией комедии или её завязкой | Сочинение по литературе
Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя) экспозицией комедии (С. С. Данилов, С.Н. Дурылин) или её завязкой (В. Б. Шкловский)?Приступая к написанию сочинения,
Применимо ли к комедии Гоголя «Ревизор» утверждение Донченко | Сочинение по литературе
Применимо ли к комедии Гоголя «Ревизор» утверждение Донченко: «Имена собственные, являясь полифункциональным феноменом текста, воплощают идейно-художественный замысел
Как в комедии Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы» | Сочинение по литературе
Как в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в
Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы | Сочинение по литературе
Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы ?В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и
В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков | Сочинение по литературе
В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков и в чем этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным ?Образы провинциальных помещиков представлены в романе в
Характеристика Плюшкина | Сочинение по литературе
Характеристика Плюшкина: героя поэмы мертвые души.Галерея помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», завершается образом Плюшкина. В сцене знакомства с
Сочинение: Замысел произведения Мертвые Души | Сочинение по литературе
«“Мертвые души” Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А. И. Герцен).Замысел произведения был величественен. «Если Бог поможет
Сочинение: В чем отличие образа Плюшкина от других персонажей | Сочинение по литературе
Приведите примеры использования в поэме «Мертвые души» портрета, интерьера, пейзажа, авторской характеристики с целью создания образов героев. В чем отличие изображения Плюшкина от обрисовки иных