Еще одну традицию, которую условно можно назвать мистической, в понимании Руси заложил Гоголь. Одним из первых стал он описывать действительность во всей ее неприглядности и обыкновенности, и Русь под его пером на первый взгляд представала нищей, нелепой, почти бессмысленной. Но это лишь на первый взгляд. По Гоголю, в Руси изначально таится нечто, чего не дано другим народам и государствам, некоторый непостижимый духовный потенциал, представляющий залог будущего. Не случайно в «Мертвых душах» среди нелепости городской да и усадебной жизни, среди всей российской бестолочи светлыми пятнами вспыхивают авторские отступления о русском слове, русском национальном характере, о Руси вообще. Так, сравнивая русский язык с языками европейскими, Гоголь отдает должное каждому из них, но все же «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Как бы извиняясь перед читателем за мелочность и ничтожность избранных им героев, Гоголь пишет: «Может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе небранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом! Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…». В Руси есть тайна, высшее предназначение, пока еще не раскрывшееся и не угаданное никем, и огромный потенциал духовности. «Бедно, разбросанно и неприютно в тебе», — пишет Гоголь. Но это лишь внешнее, мертвое, а под мертвой оболочкой — живая душа. «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою терзаясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..» И не случайно первый том «Мертвых душ» заканчивается апофеозом России, образом скачущей «птицы-тройки», перед которой «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
В раннем творчестве Гоголя, прежде всего в повести «Тарас Бульба», есть уже намеки на это возвышенное понимание Руси как явления исключительного, превосходящего все известное на земле до сих пор, и одна из главных идей повести прекрасно сформулирована самим Гоголем: «Да разве найдется на свете такая сила, которая пересилила бы русскую силу?!». Но в «Тарасе Бульбе» Гоголь восхищался прошлым, в «Мертвых душах» его взгляд устремлен в будущее, обращен к той великой миссии, которую суждено совершить Руси в истории человечества. Эту миссию в позднем творчестве Гоголь связывает с православием, с искренним и своеобразным христианством, отличающим Русь от других народов. Можно сказать, что именно от Гоголя идет в русской литературе идея мессианства Руси, ее избранничества — идея, подхваченная затем Тютчевым, Достоевским, отчасти Л. Толстым и многими другими.
Так, Тютчев, мысля именно в духе Гоголя, написал свое знаменитое четверостишие:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Продолжая тот же мотив, Блок говорил:
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Там, под покровом, дремлет тайна,
И в тайне ты почиешь, Русь.
Для Блока Россия, сливая в себе прошлое и настоящее, земное и небесное, была наполнена голосом «иных миров», виделась как нечто мистически-таинственное, как страна с великим и пока еще неясным будущим. В поэме «Скифы» Блок во многом подводит итог своим поэтическим размышлениям о России, осознавая ее как очень древнюю культуру, лежащую на границе между Европой и Азией. Лирический герой поэмы вспоминает, как Русь «держала щит меж двух враждебных рас — монголов и Европы», и в этом слышатся отголоски более. раннего цикла «На поле Куликовом». Особая,, от века предначертанная роль обновления старого европейского мира отчетливо акцентируется Блоком в этой поэме.
Вслед за Гоголем шел Блок и в конкретном изображении России: он видел и любил всю ее внешнюю нищету и бесприютность, прозревая в них мистический, возвышенный смысл: «Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, / — Как слезы первые любви!» Добавим, что при этом у Блока-символиста Россия почти всегда отождествляется с образом женщины, жены: «О, нищая моя страна,/ Что ты для сердца значишь? / О, бедная моя жена, / О чем ты горько плачешь?». Сходная образность прослеживается и в стихотворениях «В густой траве пропадешь с головой…», «Россия», «На железной дороге» и многих других. Даже в поэме «Двенадцать» образ Катьки символически соотнесен с образом родины, хотя революционные вихри изменили облик Вечной Женственности почти неузнаваемо. В общем же идейном смысле поэмы прослеживается все та же традиция: даже в таком событии, как революция, Блок усматривает черты прежде всего мистического действа, совершающегося в мире, великого предназначения России. Не случайно поэма носит глубоко символичное название — «Двенадцать» довольно прочно соединено с образом времени, с концом одной эпохи и началом новой: двенадцатый час, двенадцать месяцев в году. Глубоко символична и фигура Христа, венчающая поэму и подводящая итог тому хаосу и неразберихе, которые отражены в поэме. Свое отношение к России в эти тревожные годы Блок, может быть, лучше всего выразил в таких строках: «Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу! / Пускай заманит и обманет,/ — Не пропадешь, не сгинешь ты».
Гоголь положил начало еще одной плодотворной в русской литературе традиции — видеть в родине не абстрактную идею государственности и не тот или иной склад природы, но прежде всего ее народ. В середине XIX века эта традиция была подхвачена прежде всего Некрасовым и Л. Толстым, но совершенно по-разному. Некрасов видел в народе прежде всего крестьянство, то есть в теме родины, как и во многих других, акцентировал в первую очередь социальный аспект. Судьба угнетенного народа — это и есть, по Некрасову, судьба родины. Поэтому его трактовка темы очень своеобразна: родина напоминает ему не о славе и величии, а о горе и страдании, вызывает не гордость, а стыд. Так, в стихотворении «Родина» лирический герой не видит почти ничего светлого в родных местах, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью многих поколений дворян, с крепостным правом и с сознанием, что здесь «когда- то был помещиком и я». Такой поворот темы родины вообще был характерен для революционеров-демократов — Добролюбова, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина.
Позиции лирических героев в стихотворениях "Ангел-хранитель" А.Блока и "Рыцарь на час" Н.А.Некрасова | Сочинение по литературе
Стихотворения “Ангел-хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н.А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов - это совершенно разные писатели,
Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка | Сочинение по литературе
Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока 'Незнакомка" и "В ресторане" | Сочинение по литературе
Стихотворение "В ресторане" написано поэтом почти ровно на 4 года позже "Незнакомки". Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна
Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, оценка.) | Сочинение по литературе
Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены,
Стихотворение А.Блока «Вхожу я в темные храмы...» (Восприятие, истолкование, оценка.) | Сочинение по литературе
Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви,
Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель — символ революции. Образ ветра, бури, стужи — это излюбленный образ Блока, к
Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать» | Сочинение по литературе
Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу
Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” | Сочинение по литературе
Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого и наступление нового мира. Вся
История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока | Сочинение по литературе
Самой дискуссионной остается поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918), которая по праву считается вершинным произведением всего творчества художника. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» стала
Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
Драматическая поэма «Двенадцать» была создана после долгих размышлений поэта о судьбах Родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко