Сочинения по литературе

Сочинение: Особенности образа Пьера Безухова

0

В чем состоят важнейшие особенности образа Пьера Безухова?

Почему именно этот герой посте­пенно оказывается в центре действия романа-эпопеи Л. Н. Толстого?

Прямой, честный и благородный Андрей Болкон­ский, по замыслу писателя, готов по-настоящему ге­роически, без позы погибнуть. Хотя само поведение в роковой момент показательно — и здесь Болконский не захотел согнуться, не то что пасть и прижаться к зем­ле, ища у нее спасения и поддержки. Метафорически понятая «земля», простота и естественность поведения в повседневной жизни осознаны им как важнейшая ценность, но самому ему не даются. Он и уходит с поля битвы, которым оказалась для него жизнь, с мыслью: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не по­нимаю».

Это понимание самого главного в жизни не только постепенно становится мировоззрением Пьера Безухо­ва, оно всегда было бессознательной основой его поведе­ния. Символично то, что Пьер — человек подчеркнуто мирный, мирской. Он с самого начала входит в роман в этой роли. Оттого Пьер выглядит смешным и не­уклюжим в салоне Шерер, что открыт, условностям не привержен, естественен в каждом слове, правдив, как ребенок. Там для всего есть свое место, время, форма — «неуклюжий» Пьер разрушает все эти безжизненные условности.

Однако жизнь по велениям сердца без надлежащего жизненного опыта приводит его на первых порах к мно­гочисленным ошибкам, страданиям. Отечественная вой­на «округлила», привела в гармоническое равновесие побуждения души и поиски ума Пьера, предопредели­ла его дальнейший путь.

Задачи и логику поведения народного полководца разъясняет Пьеру Андрей, но полного личного слия­ния с народом достигает Безухов. Уже на батарее Раев­ского солдаты проявляют к Пьеру «ласковое и шутли­вое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным». Писателю важно подчеркнуть этот «животный», органический, чувственный уровень сближения Пьера с народной массой. Бой и последую­щее пребывание Пьера в плену изображаются именно как жестокая мясорубка. Толстой не скупится на на­туралистические подробности не только при описании поля сражения, лазаретов, но и рассказывая о том, на­пример, как физически страдал Пьер и другие люди в плену, как выглядели его разбитые, в струпьях ноги и т. п. Происходит истинное приобщение к плоти и крови народной. Для духовного становления будущего декабриста пройти через все это оказалось чрезвычай­но важным. Здесь он обретает чувство кровной, нераз­рывной связи с народом, буквально становится частью его выжившего в испытаниях мирского и духовного тела.

И это приобщение к «земле», общему, роевому вовсе не лишает человека индивидуальности, свободы воли и выбора. Наоборот, осознав себя органической частью национального целого, Пьер действует свободнее, под­чиняясь соображениям собственного ума и велениям своего, теперь уже тоже народного нравственного чув­ства, сердца. Огромное влияние оказал на становление обновленного Пьера Платон Каратаев, воплощение «всего русского, доброго, круглого». Пьер проносит воспоминания о нем через всю жизнь. Но на вопрос о том, одобрил бы Каратаев то, чем он теперь занимается, а Пьер «был одним из главных основателей» некоего тайного общества, тот отвечает: «Нет, не одобрил бы… Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь».

Мир, русский народ, частью которого осознал себя Пьер, налагает на него обязанности стремиться к благу и дает возможность свободно выбирать нравственно чистый путь к нему.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Сравнение образа Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» | Сочинение по литературе
Как представляет Л. Н. Толстой роль личности в истории? Сравните образы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире».Толстой кардинально переосмысливает роль лично­сти в истории.

В чем состоят особенности жанра романа-эпопеи «Война и мир» | Сочинение по литературе
В чем состоят особенности жанра романа-эпопеи «Война и мир»?Жанровая природа произведения в значительной степени определяет его содержание, композицию, ха­рактер развития сюжета и проявляет

Последний бой Пети Ростова — героя романа Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Последний бой Пети Ростова — героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир»В этом отрывке из романа Льва Николаевича Тол­стого «Война и мир» мы знакомимся с Петей Росто­вым. Петя — ещё совсем

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа «Кавказский пленник» | Сочинение по литературе
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими

Символический образ театра в романном творчестве Толстого | Сочинение по литературе
Символический образ театра в романном творчестве Л. Н. ТолстогоИзображение театра, описание спектакля, который смотрят герои, рас­сказ об игре актеров, о настроении зрительного зала —

Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова | Сочинение по литературе
Идейно-нравственная эволюция личности Пьера БезуховаРоман Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее эпическое произ­ведение мировой литературы XIX века. Действие его длится на протяже­нии

Сочинение: Что такое подвиг в понимании Толстого? (по роману-эпопее «Война и мир») | Сочинение по литературе
Что такое подвиг в понимании Л.Н. Толстого?(по роману-эпопее «Война и мир»)Плутарх заметил, что «не всегда в самых главных деяниях бы­вает видна добродетель или порочность, но часто

Анализ эпизода: Сцена сжигания лавок купцом Ферапонтовым | Сочинение по литературе
Сцена сжигания лавок купцом Ферапонтовым.Анализ эпизода(по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»)В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, наряду с мыс­лью семейной»,

Роль природы в нравственном развитии Пьера Безухова | Сочинение по литературе
Почти такую же роль играет природа в нравственном развитии Пьера Безухова. После расстрела пленных, когда Пьеру по­казалось, что его вера в жизнь окончательно погибла и никогда уже не возродится,

Тема природы в произведении Тостого Война и мир | Сочинение по литературе
Служить для героев нравственным ориентиром, стимулировать их идейные искания в нужном ав­тору направлении — именно в этом направлении используется пейзаж и в «Войне и мире». В частности,

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить