Сочинения по литературе

Старое и новое в повести А. Платонова "Котлован"

0
Наше поколение начало осознавать себя именно в тот период, когда старое советское мироустройство рухнуло, а на смену ему пришло новое - демократия, свобода слова, когда свет увидели произведения Булгакова, Домбровского, Пастернака, Пильняка, Платонова и других. Мы читаем произведения, в которых писатели оставили часть своей жизни и души, и сами наполняемся этой жизнью и смыслом. Писатели эти жили в самый трудный и противоречивый период истории нашей страны. Они размышляли над судьбами народа, когда думать было запрещено, а нужно было подчиняться. Они не подчинились, и их произведения исчезли, но... "рукописи не горят..."! Именно моему поколению выпало счастье жить, взрослеть в новую эпоху, держа в руках эти книги, осмысляя их.
Андрей Платонов - один из тех, кто задумался и попытался отобразить действительность в своих произведениях. Осмыслению "вещества существования" посвящена одна из лучших повестей писателя - "Котлован". В ней Платонов говорит о том, что самый большой враг человечества - тайна смысла жизни. Не имея смысла жизни, человек не может жить. Главный герой "Котлована" Вощев "...почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться...". Не имея истины, Вощев начинает "задумываться среди общего темпа труда" и искать ее. Он ждет подсказки от природы, но та молчит, так как в ней царит такая же скука, как и в душе Вощева. Может быть, истина заключена в осмысленном труде? И постичь ее можно, разумно преодолевая, но, в то же время, и одухотворяя природу? Поиск смысла жизни и единства с природой - традиционные, "старые" темы в русской литературе. Человек, идущий по дороге жизни - фигура тоже не новая. Но в платоновской повести старое сталкивается с новым, рожденным новой эпохой - эпохой социалистического строительства.
И вот Вощев встречает людей, роющих котлован. Несомненно, они являются носителями нового сознания. Они убеждены в том, что истина им известна, и что "вещество существования" они постигли. Вощев "со скупостью надежды, со страхом утраты" наблюдает за работой этих "грустно существующих людей, способных без торжества хранить внутри себя истину", и решает остаться с ними, так как теперь тоже хочет работать над "веществом существования". Обретение истины для Вощева было бы настоящим торжеством, и он перестает верить людям, спокойно "похоронившим" в себе истину, когда наконец понимает, что истины-то и не было, а был лозунг, который обманул людей.
Кроме Вощева и нескольких других ищущих и сомневающихся героев, у Платонова есть иные люди, живущие по принципу: "Смотри на людей и живи, пока родился". Им вообще не нужна истина, для них она заключается в классовой ненависти пролетариата. Они роют котлован для будущего счастья, но не понимают, что счастье в единстве всего со всем, и готовы уничтожить всех, мешающих и портящих, по их мнению, жизнь пролетариату. Они не способны засомневаться и "не умеют морщить лицо для печали и плача". Именно для таких людей, для Жачева, Чиклина и Сафронова в повести появляется ребенок.
У Платонова, унаследовавшего гуманистические идеи Достоевского, ребенок является миру для того, чтобы люди проверили правильность своей жизни. Ребенок чувствует смысл, сущность жизни, которую успели растерять взрослые. Согласно Платонову, все без исключения взрослые несут ответственность за ребенка, и поэтому такие, как Вощев, ищут смысл, "вещество существования", чтобы отдать его детям. Они не хотят, чтобы дети росли "себе на мученье". Настя, благодаря своей непосредственности и чуткости детского сердца, стала любимицей строителей котлована. К ней постепенно начинают тянуться Чиклин и Жачев, она заменяет им смысл жизни, то есть становится тем, для кого они живут. И вот когда наконец пустота в душах людей заполняется Настей, наступает развязка повести. Настя простужается и умирает. Ее смертью Платонов дает нам понять, что то, чем занимались люди: подражая зверям, убивали друг друга, разрушали вечность, заменяли истину лозунгами, - не нужно и ничтожно. Не нужно потому, что девочка умирает, умирает их будущее, то новое, ради которого, казалось бы, и было отвергнуто старое: привычный уклад жизни, традиции, душа. И котлован превращается в могилу, над которой никогда не сможет вырасти новое здание счастливого будущего, так как в основании его будет лежать замученный ребенок.
Что же сказал Платонов в своем "Котловане" нам, сегодняшним читателям? Что унаследовал он от гуманистической мысли девятнадцатого века, чтобы передать веку двадцатому? В плоть и кровь учения Андрея Платонова о мире и смысле жизни вошло великое открытие Достоевского, считавшего, что "здание судьбы человеческой" не может быть построено на единой слезинке ребенка, а повесть "Котлован" стала не только "духовным завещанием" писателя новым поколениям, но , к сожалению, сбывшимся пророчеством.
Шумейко С. 10 класс, школа 196 С.-Петербург

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Платонов А.П.

Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова | Сочинение по литературе
Все возможно — и удается все, Но главное — сеять души в людях. А. Платонов К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицистики, достижения романтика и сатирика, А. Платонов

Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован». | Сочинение по литературе
“Котлован” (1930)— таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале

Тема труда в рассказе А.П.Платонова "Корова" | Сочинение по литературе
«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни». А.П.Чехов.

Художественный мир романа-утопии «Чевенгур» А. Платонова. | Сочинение по литературе
“Чевенгур” — большой роман, над которым Платонов работал несколько лет. Роман рассказывает об Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали революцию в

Особенности прозы А.Платонова | Сочинение по литературе
' Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса

Своеобразие романа А. Платонова «Чевенгур» | Сочинение по литературе
Роман “Чевенгур” — центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя — возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных

Чевенгурский коммунизм Андрея Платонова | Сочинение по литературе
А.Платонов в своем творчестве подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о собственном существовании: "...точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего движения:

Тема смысла жизни в повести А.П. Платонова «Котлован» | Сочинение по литературе
«Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и для детства», - писал А.П. Платонов.

Люди в произведении А. Платонова «Котлован». | Сочинение по литературе
Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием собственного счастья. Но в жизни эти утопические идеи воплотить

Путешествие в фантастический город Чевенгур (по роману А. Платонова «Чевенгур») | Сочинение по литературе
“Чевенгур” Андрея Платоновича Платонова — это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, “что еще

Фото Платонов А.П.

 Изменить 
Платонов А.П.

Платонов А.П. - Биография

    ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) и Серега и я (1921). По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».
    В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. В 1921 написал брошюру Электрофикация и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе Река Потудань (1937) как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Героями многих его рассказов (На заре туманной юности, Старый механик и др.) являются железнодорожники, жизнь которых он хорошо знал с детства и юности.
    С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова (Ночь, Тоска и др.), вышел его рассказ Очередной, а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп.Баклажанов, А.Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.
    Книга стихов Платонова Голубая глубина (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой». В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе Родина электричества и др. произведениях Платонова 1920-х годов.
    В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа Песчаная учительница. После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.
    В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести Город Градов (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.
    Первой серьезной публикацией в столице стала повесть Епифанские шлюзы. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б.Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир».
    Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).
    Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования. Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек – в данном случае безработный Вощев – постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И.Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности». Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня, Одухотворенные люди, 1942; Смерти нет!, 1943; Афродита, 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название – Возвращение) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.
 Изменить