Сочинения по литературе

Стихия Башлачева

0
    Несчастная жизнь, — она до смерти любит поэта
     И за семерых отмеряет и режет! Эх раз, еще раз!

    А. Башлачев

    

    С творчеством Александра Башлачева я познакомилась, услышав записи его песен на аудиокассете. Хотелось узнать о нем больше, и я стала собирать информацию из газетных статей и журналов. В результате сложилась вот такая картина его недолгой, но яркой жизни.

    Жил в Череповце симпатичный парень, молодой журналист Саша Башлачев. Работал, писал стихи. Застенчивый взгляд, торопливая, немного сбивчивая речь. Никто и не подозревал, что ожидает его в будущем...

    Весной 1984 года в Череповец приехал Артем Троицкий. Они познакомились. Башлачеву представилась возможность перебраться в Петербург, выйти со своими стихами и песнями на сцены северной столицы. Это предоставляло новые возможности, славу, признание.

    И он сделал выбор. С той поры адрес его сменился на питерский. Он поёт в разных городах России, путешествуя автостопом. Поет для студентов, актеров, журналистов, рок-музыкантов, художников. Везде его встречали с восхищением, поражались необыкновенной силе, исходящей из его баллад.

    Поражал прежде всего космический размах его души. Его песни завораживали людей, а он радовался этому почти детской радостью.

    В памяти тех, кто его слышал и знал, останутся маленькие колокольчики на кожаном браслете, затем перекочевавшие на шейную тесемку. Говорят, с некоторых пор он их уже не снимал. Они звенели в такт ударам по струнам гитары... Они стали его символом веры. Знаменитая песня Башлачева “Время колокольчиков” написана в ритме бега русской тройки, звенящей бубенцами под стук копыт.

    

    Долго шли снегом и морозами,

     Все снесли и остались вольными.

    Жрали снег с кашею березовой

    И росли вровень с колокольнями.

     Если плач - не жалели соли мы,

     Если пир — сахарного пряника.

     Звонари черными мозолями

    Рвали нерв медного динамика.

    

    Концерты, тусовки, фестивали, поездки в Сибирь, Среднюю Азию. Везде и всюду Башлачев был своим, его любили и ждали. Из интервью музыканта Юрия Наумова: “Сашка был признан как гений. У него была исключительно высокая репутация. Его делами-хлопотами занимался Артем Троицкий... То есть Сашку раскручивали такие силы, что, например, я и рядом с ним не стоял”.

    Действительно, дружба с такими корифеями русского рока как Гребенщиков, Кинчев, Цой волновала его, радовала как свершившееся чудо. Но со временем все тревожнее и беспокойнее становились Сашины глаза. Казалось, он увидел что-то такое, отчего перевернулась душа. “Поэт поднимает полные ведра внимательных глаз...” Эта башлачевская строчка вспоминается, когда смотришь на один из его последних фотопортретов.

    Башлачев по-прежнему приходил на домашние концерты, пел, смеялся, строил рожицы друзьям, но вдруг нестерпимая боль прорывалась в его пении:

    

    Я проклят собой.

    Осиновым колом в живое, живое...

    Живое восстало в груди

    Все в царапинах да в бубенцах.

    Имеющий душу да дышит.

    Гори — не губи.

    Сожженной губой я шепчу.

    Я шепчу, что, мол, я сгоряча да в сердцах.

    

    Башлачева стали приглашать на запись в студии, на съемки фильма и постоянно просили спеть. В июне 1987 года Александр Башлачев принимает участие в 5-ом Ленинградском рок-фестивале. Его подавленность и нервозность была усилена прохладным приемом публики, не привыкшей слушать серьезные вещи. Башлачев исполнял “Пляши в огне”:

    

    Мы обручены, и я иду на звон струны из твоей косы.

     Мы обручены, и скоро время задуть часы.

    Время выйти в лес, где поляны святы.

    Времени в обрез — цветы и еще цветы.

    

    17 февраля 1988 года Башлачева не стало. Он погиб, выбросившись из окна своей новой питерской квартиры. Вспоминается некрасовская формула: “О город, город роковой!” И вправду, роковой: здесь был смертельно ранен на дуэли великий Александр Пушкин, расстрелян Николай Гумилев, при странных обстоятельствах погиб Сергей Есенин, выстрелом в сердце убит Игорь Тальков, погиб и Саша Башлачев...

    Его последнее стихотворение было коротким, всего в четыре строки:

    

    И труд нелеп, и бестолкова праздность,

    И с плеч долой все та же голова,

    Когда приходит бешеная ясность,

    Насилуя притихшие слова.

    

    “Бешеная ясность” — о чем это? Можно только гадать.

    “...Рвали нерв медного динамика”. Впервые услышанная, эта песенная фраза долго волновала меня своей звукописью. Подобные строки в песнях-балладах Башлачева ввергают просто в трансовое состояние. Сквозь ткань безошибочно сведенных воедино звуков проступает смысл, а за ним — картина, видившаяся наяву самому поэту. И ты взлетаешь над реальностью, и видишь исконную Русь, забытую, забитую, канувшую в Лету, но воспетую вновь. Воспетую Александром Башлачевым.

    

    Слышишь шаги...

    Велика ты Россия, да наступать некуда. Имя имен ищут сбитые с толку волхвы. . Шаг из межи.

    Вкривь да вкось обретается верная стежка-дорожка.

    Сено в стогу.

    Вольный ветер в углах ворожит Рождество.

    Кровь на снегу...

    Земляника в январском лукошке.

    

    “Широкое пространство всегда владело сердцами русских, — писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. — Чем отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная — это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединяется с понятием тесноты, лишением человека пространства”.

    В песне Башлачева “Некому березу заломати” тесно от низкого свода мрачной землянки, душно от убогой нашей жизни. Тоска неминучая и удушье в этой песне:

    

     Если по утрам очень скучно,

    А по вечерам очень страшно.

    Всемером ютимся на стуле,

    Всем миром — на нары-полати...

    

    Саша Башлачев был чрезвычайно открыт и, конечно, раним. Беззащитность — ранимость — израненность. Русская душа — детская. Как береза — светлая. Ножом по белой бересте — и слезы закапают, чистые, невинные. Где бы взять латы железные, оградиться от мира неправедного?

    

    Ой-й-й, скажи, звезда, да скоро ль сам усну,

    Отлив себе шлем из синего льда?..

    Ой-ёй-ёй, спроси меня, ясная звезда,

    Ой-ёй-ёй, спаси меня, ясная звезда...

    

    Народный язык, народные обычаи, дух народный. Он знал это из первых рук, он жил этим. Стихию эту он пропустил сквозь себя, напитался ею и выплеснул вовне.

    Загадка Башлачева еще не разгадана. Есть мифы и легенды, и есть факты. Есть аудиозаписи, сохранившие его баллады; есть стихи.

    

    Отпусти мне грехи, я не помню молитв.

    Но, если хочешь, стихами грехи замолю.

    Объясни: я люблю оттого, что болит,

    Или это болит оттого, что люблю?..

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Разное

Поэзия начала века | Сочинение по литературе
Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама

Подвиг Януша Корчака | Сочинение по литературе
Вывод Корчака, что воспитание—это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, не покажется нам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для

Сочинение по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» | Сочинение по литературе
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенъе смертных мук. Н. Заболоцкий. Ф.С. Рокотов – один из лучших русских

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века. | Сочинение по литературе
Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о

Картина В.Л. Боровиковского "Портрет Е. Н. Арсеньевой" | Сочинение по литературе
Перед нами картина художника В.Л. Боровиковского. На этой картине изображён портрет Е.Н. Арсеньевой. Эта интересная молодая особа, примерно двадцати пяти лет. По её взгляду видно, что она довольна

Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века). | Сочинение по литературе
Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых

Лирические песни Верхней Волги | Сочинение по литературе
Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли

Описание | Сочинение по литературе
С картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» я встретился впервые, но она вызвала у меня чувство гордости и любви к русской природе. Художник с самого детства испытывал тягу к живописи. Учителем

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» | Сочинение по литературе
Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня мы с вами поговорим об очень радостном событии – о приближении весны. Думаю, не будет преувеличением сказать, что наступления этого времени года ждут все

Образ защитника Родины в "Слове о полку Игореве" | Сочинение по литературе
"Слово о полку Игореве" - замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. "Слово…"- не только правдивый

Фото Разное

 Изменить 

Разное - Биография

 Изменить