Сочинения по литературе

Стихотворение Н Заболоцкого "Гром идем" (Восприятие, истолкование, оценка)

0
По свидетельству Н.А.Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е -начало 30-х г; 2) с 1932 г.
-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист,член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В.Хлебникова. Первые
стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчёркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы.
По выражению самого поэта - это "стих почти непохожий на стих". Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический
мир Н.Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-х
годов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, к
чистым классическим размерам, отказываясь от всего изощрённого, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее
становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики. Лексика -
самая обычная, обиходная, но всё прон!
изано гуманистическим мировоззрением поэта, глубоким философским смыслом, и в результате создаются удивительно
гармоничные, прекрасные и неповторимые произведения Н.А.Заболотского.
Одно из них стихотворение "Гроза идёт", написанное в 1957 году. Это произведение условно можно разделить на две
части. В первой(1-3-я строфы) автор создаёт образ грозы. Вторая часть(4-7 строфы) - это развёрнутое описание и в тоже
время сравнение лирического героя с "деревом печали". Не случайно здесь сравнительный оборот "как ты". Это
стихотворение поразило меня своей выразительностью. Тут что ни слово - то образ, что ни образ - то дивное художественное
описание:
Движется нахмуренная туча...
...С фонарём в приподнятой руке.
Какая странная, но интересная метафора "туча ... с фонарём в руке"! Она просто не может не заворожить.
Удивительны и другие образы стихотворения - всё в движении и оттого живые. Олицетворения, к примеру, здесь очень
динамичные:
Движется нахмуренная туча...
...Движется огромна и тягуча...
...Сколько раз она меня ловила...
...Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Большое количество эпитетов("нахмуренная туча, огромна и тягуча", "каменный гром", "робкие шаги", "тёмный
небосклон") и метафор ("туча с фонарём в приподнятой руке", "белый блеск вольтовой дуги", "мёртвая корона",
"живое сердце древесины", "дерево печали") передаёт внутреннее состояние поэта, печаль его души. Поэтому "краски"
в стихотворении тёмные, мрачные: "нахмуренная туча", "тёмный небосклон", "иглы почерневшие". Необычно сравнение:
лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себя с кедром, "деревом печали".
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнём сжигали на лету.
Возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые "били", "огнём
сжигали на лету" лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Заболотскому. И арест по
ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, "урок" в лагерях и ссылках. Вот поэтому "сквозь живое
сердце древесины" кедра, а значит и самого лирического героя, "пролегает рана от огня..." Да, страшная метафора. А
ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам
человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с "мёртвой кроной" соответствует трагичным чувствам
героя с "лютым холодом" в душе. Это стихотворение, написанное Заболотским за год до его смерти, затрагивает и тему
завершающейся человеческой жизни:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца...
"Иглы почерневшие с вершины Осыпают звёздами" лирического героя. А если верить преданию, то падающая звезда
олицетворяет оборвавшуюся жизнь. Но минорную ноту в стихотворении разбавляет последняя строка:
...И в душе ... и любовь, и песни до конца!
Здесь я вижу и творческий принцип Заболотского: "Мысль-Образ-Музыка" — идеальная тройственность, к которой
стремится каждый поэт. Великолепная звуковая организация стиха - ритм, рифмы, звукообразы. Ещё Фет сказал: "Что не
выскажешь словами - Звуком на душу навей". Аллитерация рождает звукообразы: так, в первой строфе богатая
аллитерация(повторение звуков "р" и "ж") способствует восприятию того, что заложено в поэтической лексике. Не
случаен и размер произведения(анапест), который делает его более весомым, заставляет задуматься над философией
произведения. В этом произведении автор предстаёт перед нами гуманистом. Он сочувствует дереву, которое много лет росло
у его балкона. С этим кедром у лирического героя, наверняка, связаны разные воспоминания. Природа, по Заболотскому, не
противопоставление человеку. Он как бы растворён в ней. Поэт восхищается ею, но в тоже время и задумывается о
собственном исчезновении, об ужасной тоске разъединения с природой. Это стихотв!
орение поразило меня своими необычными, но всё-таки реальными художественными образами. В нём Заболотский, охваченный
красотой и печалью природы, изображает её живой, но это описание наполнено грустью и неизбывной тоской:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Заболоцкий Н.А.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого "ЗАВЕЩАНИЕ" | Сочинение по литературе
Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал "сталинский режим". Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» | Сочинение по литературе
Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не

«Не позволяй душе лениться» (2) | Сочинение по литературе
Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности

Не позволяй душе лениться (поэзия Николая Заболоцкого) | Сочинение по литературе
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и нсгсъ! Н.Заболоцкий Николай Заболоцкий приходит в поэзию на рубеже тридцатых

Как вы понимаете название и смысл стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» | Сочинение по литературе
«Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» О чем это? Поэт Николай Заболоцкий относит эти строки к душе человека. Он пишет: «Не позволяй душе лениться!.. Душа обязана трудиться и

«Не позволяй душе лениться» (1) | Сочинение по литературе
Н. Заболоцкий — мой любимый поэт. В его стихах отражаются размышления мудрого и доброго человека о любви и ненависти, добре и зле, ответственности людей за свои поступки, о взаимоотношении человека и

«Не позволяй душе лениться…» (Поэзия) | Сочинение по литературе
Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий

Заболоцкий ("Некрасивая девочка") | Сочинение по литературе
Заболоцкий(«Некрасивая девочка») Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный

Стихотворение Н.А. Заболоцского "О красоте человеческих лиц" (восприятие, истолкование, оценка) | Сочинение по литературе
Чистая, искренняя, пламенная и неутолимая душа - это храм, в котором легче всего услышать откровение истины. Д. Мадзини Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» (восприятие, истолкование, оценка) | Сочинение по литературе
Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи Русский язык – это язык нашего народа, богатый, гибкий, образный и живописный. Его пополняли и

Фото Заболоцкий Н.А.

 Изменить 
Заболоцкий Н.А.

Заболоцкий Н.А. - Биография

    ЗАБОЛОЦКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1903–1958), русский поэт, переводчик. Родился 24 апреля (7 мая) 1903 под Казанью. Его дед по отцу, отслужив при Николае I положенные четверть века в солдатах, записался уржумским мещанином и работал объездчиком в лесничестве. Один из двух его сыновей, отец поэта, получил казенную стипендию и выучился на агронома. Женился он поздно и взял в жены городскую учительницу, «сочувствующую революционным идеям». Семья жила в селе Сернуре; сын, первый из шестерых детей, учился вдали от дома, в реальном училище Уржума. По окончании училища в 1920 Заболоцкий отправился в Москву, где поступил одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского университета, однако вскоре переехал в Петроград и поступил в педагогический институт. Участвовал в литературном кружке «Мастерская слова», не был отобран в состав пролетарского писательского авангарда, однако нашел общий язык со стихотворцами, считавшими себя «левым флангом» ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов (вскоре упраздненного).
    В 1926–1927 Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Руководил отделом С.Маршак, в отделе работали Е.Шварц, Л.Чуковская, Н.Олейников. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала – «Чиж» и «Еж». К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого – Д.Хармс и А.Введенский, образовалась поэтическая группа со своей программой. В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), ее приверженцы – обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел «Поэзия обэриутов» написал Заболоцкий. В духе тогдашнего культа новаторства было заявлено: «Мы – творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов». Себя он при этом назвал «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя». К этому времени было опубликовано вразброс несколько стихотворений Заболоцкого, более или менее подтверждавших эту декларацию (Вечерний бар, Футбол, Игра в снежки и т.д.). Они прошли незамеченными, зато изданный тиражом 1200 экз. сборник Столбцы (1929), включавший 22 стихотворения, «вызвал в литературе порядочный скандал», как сообщал другу Заболоцкий, добавив: «...и я был причислен к лику нечестивых». Статья в журнале «Печать и революция» (1930, № 4) называлась Система девок, в журнале «Стройка» (1930, № 1) – Распад сознания. Книга оценивалась как «враждебная вылазка», однако прямых распоряжений в отношении Заболоцкого не последовало и ему (при посредстве Н.Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где и было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника (в окончательной, впервые воспроизведенной в издании 1965 редакции раздел Столбцы и поэмы содержит 46 стихотворений).
    Столбцы и примыкающие к ним стихотворения 1926–1932 представляли собой опыты словесной пластики, ориентированной на повседневную бытовую речь и сближавшей поэзию с современной живописью. Натюрморты, жанровые сцены и этюды Столбцов мотивировались «по-обэриутски»: «Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты... Мы расширяем смысл предмета, слова и действия». Такое «расширение смысла» постепенно отдалило Заболоцкого от других обэриутов и явственно сказалось в поэме Торжество земледелия, написанной в 1929–1930 и полностью напечатанной в журнале «Звезда» в 1933: это была своего рода «мистерия-буфф», прославлявшая коллективизацию как начало вселенского благоустройства. О его полнейшей лояльности свидетельствует стихотворение на смерть Кирова (1934), немыслимое в контексте творчества других обэриутов. При этом в поэме Торжество земледелия, как и в последующих – Безумный волк (1931) и Деревья (1933), сказалось влияние В.Хлебникова. Как и для других поэтов левого толка, Хлебников был для Заболоцкого культовой фигурой, ему была особенно близка устремленность хлебниковской поэтической мысли к сотворению утопии, «учреждению» всемирной гармонии. Подоспело ко времени и знакомство с сочинениями К.Э.Циолковского, в которых Заболоцкий видел подтверждение визионерских мечтаний Хлебникова. Публикация Торжества земледелия повлекла за собой изъятие из обращения номера «Звезды» с текстом поэмы, оценку автора в органе ЦК ВКП(б) «Правда» (в статье В.Ермилова Юродствующая поэзия и поэзия миллионов) и шельмование в других периодических изданиях. Подготовленную к печати книгу Стихотворения 1926–1932 издать не удалось; попытка издать стихотворения и поэмы 1926–1936 оказалась тщетной. Семнадцать новых стихотворений Заболоцкого, большей частью опубликованных в газете «Известия» и максимально приближенных к среднему уровню советской интеллигентской («умствующей») поэзии 1930-х годов, составили сборник Вторая книга (1937), который, по-видимому, должен был свидетельствовать о полной «перековке» автора Столбцов и Торжества земледелия. Заболочкий выпустил также переводы-пересказы для детей и юношества Гаргантюа и Пантагрюэля Ф.Рабле, одного из Путешествий Гулливера Дж.Свифта, Тиля Уленшпигеля Ш.де Костера, а также стихотворное переложение поэмы Шота Руставели Витязь в тигровой шкуре. Тем не менее в 1938 он был арестован и осужден как участник вымышленной террористической организации ленинградских писателей. Его «дело», следствие с пытками и лагерные мытарства кратко описаны в его воспоминаниях История моего заключения (журнал «Даугава», 1988, № 3). Колымский срок был прерван, и уже в 1943 Заболоцкий получил статус ссыльно-поселенца сперва на Алтае, затем в Казахстане. В 1946 он переехал в Москву, в 1948 опубликовал сборник Стихотворения, в котором превалируют произведения грузинской тематики, среди них – Горийская симфония, акафист Сталину, написанный еще в 1936 и переизданный к семидесятилетию вождя. Заболоцкому было предложено превратить свой пересказ 1930-х годов поэмы Шота Руставели в полный перевод. Как и заказанное ему стихотворное переложение Слова о полку Игореве, это было одной из самых престижных и выгодных переводческих работ советского времени. Никакой лирики лагерно-ссыльного периода не сохранилось, и никаких свидетельств о существовании таковой не имеется; новые стихотворения начинают появляться с 1946. Они представляют собой результат творческой эволюции, определившейся еще в 1934–1937. Заболоцкий использует поэтику жестокого романса; характерна она и для стихотворений трагического звучания (В этой роще березовой, Старая сказка, Воспоминание, Где-то в поле возле Магадана и т.д.). Между тем стихотворение Облетают последние маки содержит прямое и открытое авторское признание: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». И прижизненный сборник Стихотворения (1957), и посмертное Избранное (1960) дают заведомо искаженное представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим больше половины его произведений 1936–1958 и целиком отсекая стихотворения и поэмы раннего периода, противоречившие благолепному образу советского поэта. Сам Заболоцкий от своего раннего творчества не отрекался и не оставлял надежды на публикацию более или менее полного собрания. Он составил его дважды – в 1952 и 1958; предугадывая обязательные претензии стилистической цензуры, пытался без особого успеха приглаживать тексты 1926–1936, вопреки тогдашней программной «красоте неуклюжести» (Битва слонов, 1931): «Весь мир неуклюжего полон значения!». Впервые поэзия Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в 1965 (Большая серия «Библиотеки поэта»). Ряд ранних стихотворений и поэма Птицы (1933) оставались неопубликованными до 1972. В первоначальном виде Столбцы и поэмы 1930-х годов были заново опубликованы в книге Вешних дней лаборатория (1987). Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958.
 Изменить