Сочинения по литературе

Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

1
    Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении героизм людей на войне, борьбу с преступлениями фашистов, а также полную правду о происходивших тогда событиях внутри страны: ссылке в сталинские лагеря, арестах и всем связанным с этим.
    В судьбах основных героев произведения Василий Гроссман запечатлевает неизбежные во время войны страдания, утраты, смерти. Трагические события этой эпохи рождают в человеке внутренние противоречия, нарушают его гармонию с внешним миром. Это видно на примере судеб героев романа “Жизнь и судьба” — Крымова, Штрума, Новикова, Грекова, Евгении Николаевны Шапошниковой.
    Комиссар Крымов, большевик-ленинец, рыцарски преданный идеям революции, честный и прямой до прямолинейности, убежден, что защищает правое дело, когда пишет доносы на заподозренного им в неблагонадежности Грекова. Мы видим, как в финале этот человек, арестованный, приходит к страшному несогласию с самим собой, со своими вчерашними поступками и взглядами. Он переосмысливает свою жизнь, заново оценивает Грекова, свое отношение к нему.
    Физик Штрум, наоборот, поначалу готов не отступать от истины. В конце романа он победитель. Но эта победа досталась ему не только трудом и талантом, но и подлым поступком. Он осознает это, поэтому глубоко несчастен даже во время своего научного триумфа. Подписав лживое “разоблачительное” письмо, Штрум становится другим человеком, навсегда меняется его внутренний мир.
    Внутренний мир Новикова, одного из героев Сталинградской битвы, тоже меняется не в сторону гармонии — возможная гармония подорвана не только личной драмой (отношения с Женей), но и предчувствием сгущающихся над ним туч — близится отстранение от командования корпусом.
    Евгения Николаевна Шапошникова, приняв из чувства долга решение вернуться к попавшему в беду мужу — арестованному Крымову, — навсегда отказывается от счастья, от любви к Новикову. Поступок Евгении Николаевны, которая только что до конца осознала, что любит Новикова, был неожиданным. Штрум говорит ей: “Женя, милая, вы поступили по совести. Поверьте, это лучшее, что дано человеку. Я не знаю, что принесет вам жизнь, но уверен: сейчас вы поступили по совести. Главная беда наша — мы живем не по совести. Мы говорим не то, что думаем. Чувствуем одно, а делаем другое. Толстой, помните, по поводу смертных казней сказал: “Не могу молчать!” А мы молчали, когда в тридцать седьмом году казнили тысячи невинных людей. И это лучшие молчали! Были ведь и шумно одобрявшие. Мы молчали во время ужасов коллективизации. И я думаю — рано мы говорим о социализме — он не только в тяжелой промышленности. Лишить человека права на совесть — это ужасно. И если человек находит в себе силы поступить по совести, он чувствует такой прилив счастья. Я рад, что вы поступили по совести”.
    Герой Гроссмана — это человек войн и революций, новый тип личности, зародившийся в русской литературе XX столетия. Вчитываясь в роман “Жизнь и судьба”, мы чувствуем, что в его героях заключена какая-то значительная истина века, принесшего человечеству столько потрясений. Жизнь этих людей (первая часть названия романа — ЖИЗНЬ) наталкивается на какое-то роковое противоречие (СУДЬБА), которое на правах хозяина врывается в их души, заставляет их страдать и, в конечном итоге, — ощущать внутреннюю дисгармонию и разрушение внешнего мира. Давайте послушаем размышления об этом одного из героев романа — Крымова, когда он арестован: “Как странно идти по прямому, стрелой выстреленному коридору, а жизнь такая путаная тропка, овраги, болотца, ручейки, степная пыль, несжатый хлеб, продираешься, обходишь, а судьба прямая, струночкой идешь, коридоры, коридоры, коридоры, в коридорах двери”.
    Народные страдания в Отечественной войне в “Жизни и судьбе” Гроссмана более мучительные и глубокие, чем в предшествующей советской литературе. Автор романа приводит нас к мысли, что героизм победы, завоеванной вопреки сталинскому произволу, более весом. Гроссман показывает не только факты и события сталинского времени: лагеря, аресты, репрессии. Главное в сталинской теме Гроссмана — это влияние этой эпохи на души людей, на их нравственность. Мы видим, как храбрецы превращаются в трусов, добрые люди — в жестоких, а честные и стойкие — в малодушных. Мы уже даже не удивляемся, что самых близких людей порой пронизывает недоверие (Евгения Николаевна заподозрила в доносе на нее Новикова, Крымов — Женю).
    Автор пытается найти ответ на вопрос, как такое стало возможным. Среди главных причин, на которые указывает Гроссман в романе — сталинское самовластие и всеобщий страх перед ним, смена поколений, измельчание от репрессий последующих поколений. Поведением основной массы людей со времен революции управляет идеология, не считающаяся с вечными нравственными законами. Дело революции, страны выше человека, идея выше жизни. В. Гроссман своим романом показал, насколько опасно для общества и для каждого человека такое смещение ценностей.
    Нет ничего удивительного в том, что рукопись правдивого произведения Василия Гроссмана была арестована, и роман “Жизнь и судьба”, законченный автором в 1960 году, не был опубликован при жизни писателя. Судьба этого произведения не только подтверждает авторскую концепцию отношения человека и государства, человека и времени, но и говорит о глубине отражения В. Гроссманом событий трагического периода в жизни нашей страны.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гроссман В.

Рецензия на роман В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» | Сочинение по литературе
(I вариант) Основной круг философской проблематики эпопеи В. Гроссмана “Жизнь и судьба” — жизнь и судьба, свобода и насилие, законы войны и жизни народа. Писатель видит в войне не

«Жизнь и судьба» | Сочинение по литературе
Период “оттепели” выдвинул в литературе новые имена: Александра Солженицына, Виктора Носова, Василия Гроссмана. Эти художники творили, опираясь на правду истории, свой личный фронтовой и гулаговский

Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» | Сочинение по литературе
Писатель Василий Гроссман всю войну с 1941 по 1945 год провел на фронте корреспондентом “Красной звезды”. Поэтому при написании романа у него не было надобности использовать чужие воспоминания,

Жизнь и судьба образ сталинградской битвы (Гроссман) | Сочинение по литературе
В.  Гроссман в романе «Жизнь и судьба», изданном в 1988 г. (Ок­тябрь. 1988. № 1-4). Критика отметила, что роман В. Гроссмана, продолжающий первую часть дилогии («За правое дело»), ока­зался близок

Судьба человека эпохи войн и революций в романе | Сочинение по литературе
Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом

Василий Семенович Гроссман – Жизнь и судьба Роман | Сочинение по литературе
Старый коммунист Михаил Мостовской, взятый в плен на окраине Сталинграда, привезен в концлагерь в Западной Германии. Он засыпает под молитву итальянского священника Гарди, спорит с толстовцем

Конфликт личности и государства в романе | Сочинение по литературе
В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей

Человек на войне в романе "Жизнь и судьба" | Сочинение по литературе
Великая Отечественная война долгое время была для многих поколений советских людей "неизвестной войной". И не только потому, что после её окончания прошли десятилетия, В тоталитарном

Война есть убийство. Сочинение по рассказу Гроссмана | Сочинение по литературе
И сколько бы людей не собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н.Толстой. О Великой Отечественной войне написано очень

Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлением против личности, иначе — мы убьем свободу своими же руками | Сочинение по литературе
У Л. Аннинского, в его статье, посвященной роману «Жизнь и судьба », есть интересное наблюдение: «Время у Гроссмана — природная мания, и никакое противостояние здесь невозможно. Можно лишь совпасть

Фото Гроссман В.

 Изменить 
Гроссман В.

Гроссман В. - Биография

    Василий Гроссман родился в Бердичеве в интеллигентной еврейской семье. Его отец — Соломон Иосифович (Семён Осипович) Гроссман, инженер-химик по специальности — был выпускником Бернского университета и происходил из бессарабского купеческого рода. Мать — Екатерина (Малка) Савельевна Витис, преподаватель французского языка — получила образование во Франции и происходила из состоятельного одесского семейства. Родители Василия Гроссмана развелись и он воспитывался с матерью. Ещё в детстве уменьшительная форма его имени Йося превратилась в Вася, и стала впоследствии его литературным псевдонимом .

    В 1929 году окончил химический факультет Московского государственного университета. Три года работал на угольной шахте в Донбассе инженером-химиком. Работал химиком-ассистентом в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. С 1933 года постоянно жил и работал в Москве.

    В 1934 году опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции «Глюкауф», встретившую поддержку Горького, и рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем.

    В 1935, 1936, 1937 годах издавались сборники рассказов, в 1937−1940 — две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» — о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны. С первых дней Великой Отечественной войны и до дня Победы Василий Гроссман — специальный корреспондент газеты «Красная Звезда». Был на Белорусском, Украинском фронтах. В 1942 году написана повесть «Народ бессмертен», ставшая первым крупным произведением о войне. Участвовал в создании документального фильма о битве под Москвой.

    
    Во время битвы под Сталинградом находился на Сталинградском фронте. За участие в Сталинградской битве награждён орденом Красной Звезды. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара».

    Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «В годы войны». Широкую известность получила книга «Треблинский ад», открывшая тему Холокоста, а в 1946 году — «Чёрная книга», составленная в соавторстве с Ильёй Эренбургом, но опубликованная лишь в 1980 году с купюрами в Израиле.

    С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Роман «Жизнь и судьба» опубликован только посмертно за рубежом в 1980, а в СССР — в 1988 году. Посмертно изданы сборник рассказов и очерков «Добро вам!» и завершённая в 1963 году повесть «Всё течет» (за рубежом — 1970, в СССР — 1989). Очерки и записные книжки военных лет вошли в сборник «Годы войны» (М.: Правда, 1989).
 Изменить