Сочинения по литературе

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

0
    Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического анализа и слова. Именно поэтому образы романа «Война и мир» стали настолько узнаваемыми.
    Одним из таких замечательных образов является образ Пьера Безухова. На протяжении всего первого тома трудно предположить, что этот герой в последствии станет одним из главных персонажей в романе. Толстой дает широкую экспозицию образа Пьера. Кроме самых первых сцен, он в основном раскрывается в плане психологического анализа, который постепенно становится все более и более важным элементом повествования. К тому же, для характеристики Пьера Толстой впервые использовал такой приём, как «несобственно прямая речь», который употреблялся в основном во внутренних монологах героя. Это было подлинное открытие писателя.

    Для раскрытия этого образа Толстой использует основной сюжетный ход – сценических эпизод. В первом томе Пьер предстает перед нами добродушным, наивным простаком, которому достается «по случайности», как многие считали, огромное состояние графа Безухова. Он моментально превращается в глазах общества из отвергаемого чудака в самую хорошую «партию» для дочерей. И, конечно же, в жены ему прочат самую красивую девушку из доступного ему теперь высшего света – Элен Курагину.
    Казалось бы, дальнейшее развитие образа предопределено. Пьер – один из тех молодых состоятельных добряков, которому суждено обеспечивать блистательную жену и сохранять видимость счастливой семьи, закрывая глаза на неизбежные измены супруги. И вроде бы, на первый взгляд, подтверждением такого предположения является сцена объяснения Пьера с Элен во второй главе третьей части первого тома.

    Л. Н. Толстой переносит нас в день именин Элен Курагиной, куда был приглашен и Пьер. Все гости, супруги Курагины и их дочь ожидали от нашего героя прямого объяснения в своих чувствах к Элен. Пьер это понимал и поддавался всеобщему настроению. Только у него никак не хватало смелости довести дело до конца, сделать этой великосветской красавице предложение. «Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», - рассуждал Пьер, оставшись наедине с Элен. Он заводил разговоры о постороннем, чтобы только оттянуть момент признания.

    Но тут сердобольный отец Элен – князь Василий - решил ускорить решение этого дела. Именно «делом» являлся для него брак дочери с Пьером, причем, очень выгодным. Он был абсолютно равнодушен к внутренним переживаниям героя, поэтому действия его были так грубы и бестактны.

    Князь вошел в комнату «необыкновенно-торжественно», поздравив Пьера и Элен уже якобы со счастливым разрешением «дела», о котором он будто бы узнает от жены. Пьер в этот момент думал только об одном: «Все это так должно было быть и не могло быть иначе».

    Граф Безухов не рассуждал, хорошо это или плохо. Он смирился с таким поворотом судьбы и, в конце концов, признался Элен в любви. При поверхностном рассмотрении этого эпизода можно сделать вывод о безволии Пьера, об отсутствии у него собственных убеждений. Но это неточно, так как далее из романа мы узнаем, что, разобравшись в своей жене, он все-таки находит в себе силы порвать с ней. Это доказывает ошибочность предположения о том, что герой – весьма посредственный человек с предопределенной судьбой. Но если эти предположения ошибочны, что же хотел тогда показать в Пьере Толстой в этом эпизоде?

    Если внимательно вчитаться в него, становится ясно, что герой – это человек, внутренний мир которого очень сложен. Иллюстрируют это его постоянные внутренние рассуждения о том, что он чувствует к Элен, о природе этого чувства. Он понимает, что влюблен, но не может наслаждаться этим состоянием, потому что чувствует его «нечистоту». Чувства к этой женщине возникли у героя из физического желания.

    Пьер постоянно анализирует ситуации, в которых оказывается. Например, разговоры с Элен, в которых он чувствовал себя ниже ее по развитию, хотя она не говорит ничего слишком умного. Писатель показывает контрастность чувств, которые переполняют Пьера по отношению к Элен. Обожание граничит у него с раболепием, влюбленность носит характер навязанности. Герою тяжело с этой чужой для него женщиной, с которой он не может найти общего языка.
    Л. Н. Толстой рисует нам героя, внутри которого кипят живые чувства, эмоции и переживания. Он противопоставлен во всем романе и, в частности, в данном эпизоде людям с «мертвой душой», к которым относятся Элен и князь Василий. Последний представлен здесь во всей своей неприглядности.

    Таким образом, рассмотренный эпизод очень важен для раскрытия образа Пьера Безухова.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

«Мысль семейная» в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | Сочинение по литературе
Роман “Война и мир” — одно из главных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об

Истинная и ложная красота | Сочинение по литературе
Истинная и ложная красота человека (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) заключена в оценке исторических событий, характеров людей. Уже само название книги указывает на контраст. Писатель

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» | Сочинение по литературе
Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности. Л. Н. Толстой Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий

Философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Произведение Л. Н. Толстого “Война и мир” было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только

Трилогия Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» | Сочинение по литературе
Как и все произведения Л.Н.Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно

Духовная эволюция Наташи Ростовой (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") | Сочинение по литературе
В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху Отечественной войны 1812 года. Действующих лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких

«Мысль семейная» (по роману «Война и мир» ) | Сочинение по литературе
Лев Николаевич Толстой — великий писатель-философ. Он сумел поставить в своих работах столько важных вопросов, сумел подняться до такой художественной высоты, что его произведения заняли одно из

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») | Сочинение по литературе
В образе Ивана Васильевича — героя рассказа “После бала” — Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего

Роль пейзажа (по роману «Война и мир») | Сочинение по литературе
Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность

Портрет Л. Н. Толстого работы И. Крамского | Сочинение по литературе
В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить