Сочинения по литературе

Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова

0
    Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые солдаты? Можно ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях? Все ли участники войны – герои? Как ведут себя разные люди в ситуации смертельного испытания? Эти и подобные вопросы ставят и решают в своих произведениях многие современные авторы.
     Развитие фронтовой темы, начиная с конца 60-х – начала 70-х годов шло по двум основным направлениям: создания широких исторических полотен-«панорам» (К. Симонов «Живые и мертвые», И. Стаднюк «Война», А. Чаковский «Блокада») и погружения в микрокосм войны, в интимную сферу размышлений и эмоций солдата (А. Адамович «Из огненной деревни», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка», Ю. Бондарев «Берег», В. Быков «Сотников», В Распутин «Живи и помни»). Достижениями первого направления стали расширение исторического пространства и времени, широкий спектр представлений о месте и роли человека на войне, глубина постижения «мысли народной». Второе направление проникнуто интересом к рядовому труженику войны, желанием увидеть героическое в повседневном, вниманием к нравственным корням противостояния людей на войне.
     Писатель Василь Быков в своих произведениях осмысливает исторические события и поступки людей уже по прошествии многих лет после окончания войны. Временной диапазон позволяет ему философски подходить к истории страны, к роли личности и народа в том или ином событии. Стремясь всесторонне осветить правду о войне, Быков показывает человека в экстремальных жизненных ситуациях. Это те ситуации, в которых решается вопрос: человек ты или «тварь дрожащая».
     Именно на размышлениях и переживаниях главного героя построена повесть Василя Быкова «Дожить до рассвета», в которой все поступки лейтенанта Ивановского логично вытекают из его размышлений, воспоминаний, чувствований и болевых ощущений. Глубоко нравственный молодой лейтенант страдает от безнравственности своих командиров, от их поступков, приведших к поражениям и гибели бойцов, тут же вспоминает он свои собственные неблаговидные поступки, стыдится их, пытается искупить вину своей борьбой с оккупантами и просто своей кровью.
     Понимая свой долг мужчины, солдата, перед Родиной, Ивановский пытается выполнить боевую задачу ценой собственной жизни, оградив людей от гибели. Не его вина, а его беда, что смерть его повлекла за собой смерть всего одного солдата-захватчика. Пафос произведения заключается в прославлении мужества нашего народа, ценой собственной жизни спасшего Родину.
     Трагические и героические повести Василя Быкова «Сотников»(1970), «Обелиск (1972), «Волчья стая» (1974) последовательно разрабатывает тему народного и национального самосознания, духовного осознания личностью своей причастностью к деяниям Истории.
     Эстетические достоинства книг Василя Быкова заключается в возросшем, если сравнить с произведениями военных лет писателей старшего поколения, мастерстве создания человеческих характеров, в пластичности художественного образа. Отсюда тяготение писателя к форме внутреннего героя, к сложной манере несобственно-прямой речи, возрастание роли подтекста.
     Минувшая война обострила национально-историческое, социальное самосознания народа, поэтому проблема осмысления пути, пройденного нашим народом, раскрытия основных закономерностей общественного прогресса была и остается волнующей, и, скорее всего, тема эта еще долго будет находить свое отражение в отечественной художественной литературе.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Быков В.

Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» | Сочинение по литературе
Повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная впервые в тысяча девятьсот девяносто шестом году в журнале «Дружба народов», принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема великой

Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны (по повести «Знак беды») | Сочинение по литературе
Василь Быков — автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет

Героизм русских солдат в повести В.Быкова "Журавлиный крик" | Сочинение по литературе
В нечеловеческих обстоятельствах очень тяжело сохранить человеческое достоинство, это досадит не каждому - в особенности перед лицом смерти, когда в человека еще тлеет искорка надежд. Василий

Мое впечатление от повести В. Быкова «Обелиск» | Сочинение по литературе
Повесть В. Быкова «Обелиск» - произведение о событиях Великой Отечественной войны. Писатель рассказывает о тех временах, когда Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим

Тема душевной стой­кости и предательства в повести Сотников | Сочинение по литературе
В. Быков — повесть «Сотников». Тема душевной стой­кости и предательства, расширение понятия «героизм» харак­терны для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет ни грандиозных танковых

Сочинение — Произведения Быкова о войне | Сочинение по литературе
В середине 70-х годов — литература о войне вышла на новый этап своего развития. Во­енные события стали все чаще осмысливаться как одно из зве­ньев в общей исторической цепи,а военные

Любимое произведение о Великой Отечественной войне (по повести Василя Быкова "В списках не значился") | Сочинение по литературе
Смертию смерть поправ. Писание Борис Львович Васильев — участник войны, очевидец страшного и героического времени, поэтому его произведения не оставляют читателей равнодушными. Повесть «В списках не

Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне (по повести В.Быкова "В списках не значился") | Сочинение по литературе
Великая Отечественная война, длившаяся тысяча четыреста восемнадцать дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться.

Волошин и Маркин. Сравнительная характеристика героев повести В. Быкова «Его батальон» | Сочинение по литературе
Чем значительнее в человеке истинно человеческое, тем важнее для него своя собственная жизнь и жизнь окружающих его людей. В. Быков Василий Владимирович Быков — вдумчивый и серьезный художник, его

Суровые будни войны в повести В. Быкова «Его батальон» | Сочинение по литературе
Пройдя суровыми дорогами войны, Василь Быков пытается рассказать об увиденном, запечатлеть в своих произведениях разные лица, характеры, их очень много было на его пути. Надо успеть рассказать об

Фото Быков В.

 Изменить 
Быков В.

Быков В. - Биография

    БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.
    Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.
    Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.
    Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.
    Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.
    За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
    Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.
    В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.
 Изменить