Сочинения по литературе

Тема греха и покаяния в романе «Мастер и Маргарита»

0
Над своим романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков работает в 30-е гг. В романе он поднимает острые и актуальные темы: судьба художника в государстве, художник и власть, а также философские проблемы. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема греха и покаяния является одной из главных. Читая главы, посвященные приключениям Воланда и его свиты в Москве, и главы, повествующие об истории, произошедшей около двух тысячелетий назад в древнем Ершалаиме, мы понимаем, что на протяжении многих и многих лет человеческая природа осталась неизменной. «...Они— люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...», — говорит Воланд на своем представлении. А обыкновенный человек грешен. Грехи бывают мелкие, как, например, грехи москвичей, с которыми довелось познакомиться Воланду, Бегемоту, Коровьеву и Азазелло. Они жадны до денег, красивых нарядов и прочих мелочей, составляющих неотъемлемую часть человеческой жизни, они лгут и наушничают. И Воланд разоблачает каждого и каждому воздает по заслугам. Так, Иван Никонорович Босой берет взятки от жильцов, Варенуха постоянно лжет, Степа Лиходеев пьянствует, небрежно относится к своим служебным обязанностям, буфетчик Соков, продавая «осетрину второй свежести», нажил довольно большой капитал. Но никому из них даже в голову не приходит мысль о покаянии. Наказанные Воландом, они меняются в лучшую сторону, но не раскаиваются в своих прегрешениях. Даже Соков, будучи смертельно больным, не хочет подумать о вечном и лишь ходит от одного врача к другому. Но есть грехи более серьезные. Барон Майгель— шпион и наушник— входит в доверие к иностранцам и доносит на них, обрекая людей на долгие годы заключения, а может, и на смерть. Поэтому Воланд лишает его жизни. Этот грех не искупить ничем, даже покаянием. Но Майгель и не способен раскаяться. Другая жертва Воланда — Берлиоз. Казалось бы, он никого не предай и не убил. Однако он, глава МАССОЛИТа, идейный руководитель писателей, ведет их по ложной дороге. Он отрицает вечные истины и проповедует безверие, которое означает, что все дозволено сильным мира сего. Берлиозу была предоставлена возможность раскаяться, поверить в то, что Иешуа существовал. Но он ее не использовал и ушел в небытие, ибо каждый получает по своей вере.




Совершенно по-иному подействовало происшествие на Патриарших прудах на поэта Ивана Бездомного. После встречи с Воландом, а главное, после разговора с Мастером, Иван Николаевич начинает понимать, что совершал страшный грех: он писал чудовищные стихи про то, во что не верил, и внушал людям ложные идеи и мысли. Его покаяние начинается с обещания Мастеру не писать стихов. И он сдержал свое слово, став профессором истории. Однако он не до конца прошел трудный путь покаяния. В полнолуние ему нет покоя, и лишь приход из лунного света Мастера и Маргариты успокаивает его, напоминая о главном, о вечном. Но ведь и его Учитель - Мастер — совершает грех. Он отказывается от своего высокого предназначения художника и впадает в уныние, а уныние, как известно, великий грех. Он начинает всего бояться. И, возможно, его слабость, его трусость — одна из причин того, что он заслужил не свет, а покой: «О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет». Вот какой покой обещает Мастеру Воланд, знавший его грех.Но ярче всего тема греха и покаяния раскрывается в образе Понтия Пилата. Его грех страшен: он послал на казнь бродячего философа, никому не сделавшего в жизни зла. Да, Пилат пытался спасти Иешуа, предполагал отправить его в свою резиденцию. Но лишь до того момента, когда прозвучат слова об оскорблении величества. Прокуратор понимает, что если попытается теперь вступиться за пленника, то с его карьерой будет покончено, а возможно, и сам он не уцелеет. Он кричит, чтобы слышали все, стоящие за дверями, что на свете нет и не будет ничего, прекраснее власти кесаря. Им владеет страх за свою жизнь. Почему же так боится Пилат? Он. не трус. Он смело вступал в бой с врагами на поле битвы. Но здесь иное дело. Здесь он должен выступить против власти, которую всегда считал незыблемой. И он отступает. Философ казнен. И вот тогда наступает раскаяние. Следуя по пути покаяния, Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Он предлагает ученику Иешуа Левию Матвею жить в его доме. Однако ни то, ни другое не успокаивает совесть прокуратора. Иуда мертв, но мертв и Иешуа. А Левий Матвей отвергает предложение Пилата, так как считает, что тот будет теперь его бояться. Значит, искупление невозможно? Нет, возможно. Но за него нужно заплатить тысячелетиями одиночества и страданий. И только пройдя трудным путем покаяния, испив полную чашу нравственных страданий, Пилат получает свободу и идет по лунной дороге к тому, с кем не договорил когда-то о чем- то очень важном. Он получает ответ на так долго мучивший его вопрос, а была ли казнь? Иешуа отвечает, что казни не было, и Пилат, успокаиваясь, продолжает свой путь к луне. По мнению Булгакова, миром правит Бог, а человек грешен. Но мал ли, велик ли его грех, все равно он должен прийти на путь покаяния. И если этого не случается, если он не обращает свой взгляд к вечному, его удел — небытие.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

«Творческий союз» МАССОЛИТ | Сочинение по литературе
Среди «последних похождений» Бегемота и Коровьева – посещение ресторана писательского «Грибоедова». «Вы писатели?» спросила гражданка, которая в толстую конторскую книгу записывала входящих в

Люди как люди…” (Быт и нравы Москвы в романе М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.) | Сочинение по литературе
В романе М. А.Булгакова два пласта времени. Первый — давешний, еще не распят Иисус. Второй — довоенный, 30-е годы XX века. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд

Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью | Сочинение по литературе
С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то

Мастер и МАССОЛИТ. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь

Характеристика образа Бегемота | Сочинение по литературе
Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из

Разговор Пилата с Афранием в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь,

Анализ главы 11 романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Любой здравомыслящий человек, по мнению М.А. Булгакова, задумывается о смысле жизни, о правильности совершаемых поступков, подвергая их сомнению, что свойственно умным людям, стремящимся к

Из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник | Сочинение по литературе
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор

Герой интеллигент в прозе Булгакова (По роману «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Образ героя-интеллигента типичен для произведений М.А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин из «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» —

«Сильные люди всегда просты» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Безусловно, прав был Л.Н. Толстой, когда говорил, что «сильные люди всегда правы». И с этим нельзя не согласиться, тем более что в русской литературе XX века много тому примеров: это и герои,

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить