Сочинения по литературе

Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.)

0
Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена.
И. Бунин
Любовь всесильна, нет на земле
ни горя – выше кары её, ни счастья –
выше наслаждения служить ей.
В. Шекспир

Бывает, что любовь пройдёт сама,
Ни сердца не затронув, ни ума,
То не любовь, а юности забава,
Нет у любви бесследно сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
Мизами

Пожалуй, древнейшее и прекраснейшее чувство, возникшее на земле – любовь. Именно она дала начало всему человечеству, не ведая, какие разрушения могут приносить люди, какие злость, ненависть, зависть могут возникать в их душах. Любовь может быть слепой, пылкой, неразделённой, робкой, лёгкой, красивой, трагичной, у неё много лиц, это чувство не поддаётся никаким законам, науке, не признаёт серости, обыденности, и именно поэтому, я считаю, она привлекает всех писателей, поэтов, музыкантов. Любовь, на мой взгляд, лучшая из муз – она может подвигнуть человека на такие поступки, которые он при любых других обстоятельствах никогда не совершил бы. Это – энергия, сила, а для многих людей – власть. И хотя любовь может породить ревность, а ревность – злость, зависть, ненависть, я всё же считаю, что это прекраснейшее чувство в мире.
У каждого человека на этот счёт своё мнение, особенно, как мне кажется, у людей искусства, в том числе и у писателей.
С любовью бескорыстной, не требующей награды, встречаемся мы в произведениях А. Куприна. Писатель считает, что любовь – не миг, а всепоглощающее чувство, способное продлиться значительное время. В « Гранатовом браслете» мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорилИ. Бунин: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Желтков просто любил, ничего не требуя взамен.
Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественно
выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой.
Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души – листа бумаги. В знак своей пламенной
любви Желтков дарит самое дорогое – гранатовый браслет. Но герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только !
сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая
любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием
Шеиным и Мирза – Булат – Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше, так как Василий Львович признаёт все его
чувства, понимает все страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он
внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом – ведёт себя как истинный
дворянин. Упоминание о власти Мирза – Булат – Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает, как власть может запретить ему любить.
Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное избранным общества Шеиных генералом Аносовым:
«Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». Эта
истина, сказанная «обломком старины» говорит нам о том, что обладать даром такой любви, «сильной, как смерть», смогут
обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой. Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова.
« В шесть часов пришёл почтальон», Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было
проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, «и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу», наверное, себя он относил тоже к чему–то житейскому в её жизни. В этих строчках письма прослеживается параллель с А.С. Пушкиным. Мне вспоминается:

Я Вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она Вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить Вас ничем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как, дай Вам Бог любимой быть другим.

Не даром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми: Наполеоном и Пушкиным. Так же, как Наполеон, герой обладал мечтой, сильной волей. Как эти великие люди, он мог любить. Вера Шеин поняла всю ту любовь, которую потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. «Да святится имя твоё» повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета.
А. Куприну очень многое не нравилось в реальном мире, его окружавшем, и он, как и многие, наверное, мечтал построить
мир, где всё было бы гармонично, прекрасно, где существовала бы такая бескорыстная, чистая, самоотверженная, не
требующая награды, любовь, какую мы можем видеть во многих его произведениях, в том числе, и в «Гранатовом браслете».
Но, к сожалению, мне кажется, что в жизни такая любовь – сильная, светлая – встречается крайне редко. Именно поэтому
автор решает, что один из героев должен умереть. Куприн, сохраняя традиции писателей XIX век, показывает нам «маленького человека», только не ущемлённым в своих правах, а способным на глубокое, искреннее чувство. Куприн хотел вселить в нас надежду о существовании, когда–нибудь, в светлом будущем идеального мира, о реальности существования настоящей любви «дороже богатства» и «сильнее смерти». Я считаю, что такому художнику слова нужно быть благодарным хотя бы за мечту о такой любви.




 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Куприн А.И.

Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна "Гранатовый браслет") | Сочинение по литературе
Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и

Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна | Сочинение по литературе
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» - вспоминаются слова М.А. Булгакова, и хочется верить, что действительно она существует, что это чувство посетит и меня. Кроме

Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна | Сочинение по литературе
В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который

Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» | Сочинение по литературе
А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» объединены этой прекрасной темой. В повести «Гранатовый браслет» герои много говорят

Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) | Сочинение по литературе
У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость

Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") | Сочинение по литературе
У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание К. Паустовский Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место

Есть такая любовь.. (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Это была единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная любовь. A. И. Куприн Любовь у Куприна — бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую

Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) | Сочинение по литературе
Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – это темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.Тема любви

Когда в рассказе «Гранатовый браслет» тема великой любви раскрывается полностью | Сочинение по литературе
У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и

Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все умет^, все

Фото Куприн А.И.

 Изменить 
Куприн А.И.

Куприн А.И. - Биография

    Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок" (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
    Биография
    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.
    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".
    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).
    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака
 Изменить