Сочинения по литературе

Тема ответственности и памяти в лирике А.Твардовского

0
    Никто не забыт, ничто не забыто…
    Тема ответственности и памяти получила особое значение в наше время. Возникают тенденции оставить прошлое за бортом истории, жить только настоящим, не отягощая себя традициями и событиями ушедших времён.
    Эти тенденции губительны для нас. Они разрывают связь времён и поколений. Всей душой им противился А.Твардовский, познавший все тяготы Великой Отечественной войны.
    Одна из ведущих тем его творчества – тема памяти и ответственности. Поэт доказывает, что предательство своей памяти – настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Стихотворения А.Твардовского о памяти павших пронзительны, трагичны, глубоки. В стихотворении «Я убит подо Ржевом» повествование ведется от лица погибшего воина, который обращается к тем, кто смог выжить. Воин напоминает о том, чтобы они помнили мёртвых.
    Хотя А.Твардовский использует прием условности, рассказ погибшего воина поражает своей точностью и правдивостью. Создаётся чувство, что мы слышим голос, призыв:

    Нам свои боевые

    Не носить ордена.

    Вам – всё это, живые

    Нам – отрада одна:

    Что недаром боролись

    Мы за родину-мать.

    Пусть не слышен наш голос,-

    Вы должны его знать.

    Необычным было, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если вначале указывается место, где служил солдат, рота («Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте, на левом…), то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ получает философское звучание.
    А.Твардовский использует символику. Если вначале образ матери предстаёт в конкретном плане, то позже он символизирует Россию. Меняется смысловое наполнение слова «брат». Вначале это указание на родство, затем возникает прообраз побратимов, затем символ духовного родства. В этой связи стихотворение приобретает характер обращения умерших к живым.

    Год спустя А. Твардовский напишет стихотворение «Жестокая память». Здесь тема войны получает новый аспект освещения – тему памяти. Вначале дана картина мирной жизни, утренней природы. Но в то же время лирический герой не может сполна наслаждаться этой красотой, потому что военные события (разрывы бомб, грохот орудий) напоминают о себе:

    И памятью той, вероятно,

    Душа моя будет больна,

    Покамест бедой невозвратной

    Не станет для мира война.

    У А.Твардовского тема памяти перекликается с темой ответственности человека за всё происходящее. В середине 60-ых годов он создаёт небольшое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Внешне оно напоминает страницу из дневника. Строчки построены неказисто, просто. Здесь нет сложных метафор. Основная мысль выражена одной фразой: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же….». Она проникает в сердце читателя.

    Хотя поэт не виновен в гибели миллионов соотечественников, но он судит себя высшим судом – духовным. Подобная мысль звучит в стихотворении «Есть имена и есть такие даты», «Лежат они, глухие и немые». Главная мысль этих стихотворений – призыв к памяти о погибших:

    Есть имена и есть такие даты,-

    Они нетленной сущности полны.

    Мы в буднях перед ними виноваты,-

    Не замолить по праздникам вины.

    В 50-е годы в литературе наступило время, когда стали звучать наветы забыть прошлое, историю. Отдельные поэты стали создавать хвалебные, «дежурные оды». Эта проблема не могла не взволновать А.Твардовского. Совесть не позволяла ему молчать и следовать общему мнению.
    Поэт всем своим творчеством утверждал духовную правоту памяти. Эта тема звучит и в поэме «За далью даль». В главе «Тайшет» происходит встреча лирического героя с другом юности. Рассказ друга о своей жизни потрясает лирического героя. Он узнаёт о репрессиях, коснувшихся его друга во времена «культа личности». Поэт утверждает, что современники не в праве предавать забвению прошлое, каким бы горьким оно не было. Неслучайно последним его произведением стала поэма «По праву памяти».

    Это небольшое по объему, но глубокое философское произведение. Твардовский работал над поэмой с 1966 по 1969 год. Но в печати она появилась лишь в 1987 году. После ее публикации многие заговорили о честности и мужественности поэта, дерзнувшего рассказать суровую правду о времени культа личности.
    Поэма состоит из вступления и трёх глав: «Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти». Автор использует автобиографические материалы и, вместе с тем, даёт представление о жизни целого поколения. Он показывает, что даже самое малое проявление гласности жестоко каралось. Автор рассказывает о трагедии своей семьи, которая была раскулачена. Родственники отправлены в ссылку. От детей требовали отречься от родителей, если их объявляли «врагами народа».

    В главах «Сын за отца не отвечает», «О памяти» автор ведет спор с воображаемым читателем. Этот читатель отличается консервативностью. Он защищает сталинские идеи. Именно он требует отказаться от своего прошлого, не вспоминать о репрессиях и погибших. Автор же убежден в том, что память нужна не для того, чтобы восстановить историческую точность, а для самих людей. Просто необходимо, чтобы старые ошибки вновь не повторились.
    Тема памяти дана в историческом плане. Это длительный процесс, суд над историей может длиться десятилетиями. А. Твардовский убежден, что «одна неправда нам в убыток, и только правда – ко двору». Поэт знает, « кто смотрит в прошлое ревниво, тот врядли с будущим в ладу».
    В этом, по моему мнению, А.Твардовский прав. Тот, кто забывает своё прошлое, не имеет будущего. История рождается во взаимодействии поколений. Не уважать своё прошлое – значит, предать себя. Только истинные сыны отечества могут творить его будущее. Каждый из нас в ответе за всё, что происходит в его жизни, стране, планете. Каждый из нас здесь и сейчас создает свою историю. Думаю, что к этому призывал нас в своих стихотворениях мудрый А. Твардовский.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Твардовский А.Т.

Тема войны в современной литературе (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин») | Сочинение по литературе
Крупнейшим поэтическим произведением о Великой Отечественной войне является поэма Александра Твардовского “Василий Теркин”. С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но

Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского | Сочинение по литературе
Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые

Основные черты поэтики произведения Александра Твардовского «Василий Теркин» | Сочинение по литературе
Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Александра Трифоновича Твардовского. Его современник не могли не

«Немую боль в слова облечь...» (по произведениям А. Твардовского) | Сочинение по литературе
А. Т. Твардовский — ярчайший поэтический талант. Доминирующая черта его творчества — высочайший уровень гражданского беспокойства в любых жизненных ситуациях. Счастлив тот, кто “посетил сей мир в

Как в творчестве Твардовского представлена война? | Сочинение по литературе
В этом году мы отпраздновали шестьдесят три года со дня победы в Великой Отечественной войне. Нелегко досталась эта победа всему русскому народу. Война оставила кровоточащий рубец в истории нашего

Памятник русскому солдату (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин») | Сочинение по литературе
В нашей стране установлен памятник литературному герою А. Т. Твардовского — бойцу Василию Теркину. Мне кажется, что данный герой заслужил эту честь по праву. Вместе с тем памятник, можно

Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского «По праву памяти» | Сочинение по литературе
Поэма «По праву памяти» была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а

Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского | Сочинение по литературе
В любом произведении литературы существуют темы и проблематика. Что это такое? Тема – это то, о чем рассказывается в произведении, а проблематика – личный взгляд автора на заданную тему, сфера, в

Нравственная проблематика лирики А.Т.Твардовского | Сочинение по литературе
Есть художники, творческая судьба которых становится частью судьбы народной. К таким художникам принадлежит Твардовский, создатель бессмертного образа Василия Тёркина. Но заслуга поэта ещё и в том,

Тема Родины в лирике А. Твардовского | Сочинение по литературе
На долю А.Твардовского выпало тяжёлое время – Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он

Фото Твардовский А.Т.

 Изменить 
Твардовский А.Т.

Твардовский А.Т. - Биография

    ТВАРДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910–1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).
    Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму. Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.
    После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941). В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.
    В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом... и Я знаю, никакой моей вины... Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В.Лакшина, И.Виноградова, А.Кондратовича, А.Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И.Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В.Овечкина, В.Быкова, Ф.Абрамова, Б.Можаева, Ю.Трифонова, Ю.Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына Один день Ивана Денисовича. В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950–1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.
 Изменить