Сочинения по литературе

Тема счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

0
    Замечательный советский писатель А.П. Гайдар в чудесной детской книге «Чук и Гек» говорит: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему». Да, счастье у каждого свое, и герои романа Л.Н. Толстого тоже ищут свое счастье.
    В системе ценностей Толстого важное место занимает семья. Это тот маленький островок в жизни человека, на котором его всегда ждут, поймут, простят. Но тем героям романа, которые несимпатичны писателю, не дано понять величайшего смысла слова «семья». Курагины воспринимают семью как коммерческую, деловую сделку, социальный, а не духовный союз. Князь Василий поставил перед собой цель выдать свою дочь замуж за одного из самых выгодных женихов Москвы – Пьера. Однако князь понимает, что без его вмешательства Пьер не сделает долгожданного предложения его дочери. Тогда он начинает действовать как тонкий психолог и стратег. Зайдя в комнату, где сидят Элен и Пьер, князь Василий заговорил о предложении Безухова вступить в брак как об уже свершившемся событии:

    «- Слава богу! – сказал он. – Жена мне сказала! – он обнял одной рукой Пьера, другою дочь. – Друг мой Леля! Очень, очень рад!»

    Наверное, у Элен тоже есть свои понятия о счастье. Дело в том, что нелюбимые герои Толстого никогда не размышляют, не анализируют свои мысли, поступки, желания. Какое же «счастье» у Элен? Блистать в обществе мраморной, холодной красотой, иметь богатого мужа, красивого любовника, а если возможно, «замахнуться» и выше. А почему бы и нет, ведь "принц от нее без ума…"

    Рисуя образы Элен и Наташи, Толстой использует прием антитезы: «Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь не определена, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

    Но Элен не обладает тем обаянием и очарованием, которые делают Наташу неотразимой и сводят с ума Денисова, Болконского, Безухова… Именно поэтому мраморно-неживая красота Элен оставила холодным сердце Пьера. Худенькая же Наташа, хорошенькая только тогда, когда ей хорошо, а в трудные минуты жизни даже «уродливая», заняла такое большое в его душе.

    Как трудно представить себе Наташу, с холодностью и жестокостью заманивающую в свои сети наивного Пьера с тем, чтобы завладеть его деньгами и сломать ему жизнь! Счастье в понимании Наташи – это любовь. Любовь к родителям, братьям, кузине, мужу, детям. Она ждет любви, и в этих ее милых, девичьих ожиданиях нет места материальному расчету, корысти: «Она полюбила Андрея Болконского, и вся без остатку отдалась этому чувству. - Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать».

    Наташа обретает счастье в муже и детях, в заботах о них, во взаимной любви.

    Толстой на страницах своего романа говорит об истинном и ложном счастье. Истинное счастье включает в себя категории духовного начала. Это, прежде всего, любовь к родным людям, мужу, жене, детям. Наташе после смерти князя Андрея казалось, что жизнь ее кончена, но вдруг любовь к матери, готовой потерять рассудок после гибели Пети, показала ей, что «сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

    «Николушка», его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи. Она счастлива, когда заботится о племяннике, оставшемся без матери, думает о горячо любимом Андрее и молится богу, прося у него здоровья и защиты для них, любимых и дорогих брата и племянника. Бог для княжны Марьи – это величайшая нравственная ценность, величайшее утешение.

    Из всех героев романа я больше всего жалею Соню. Эта красивая девочка очень одинока, хотя и живет в большой семье и очень близка Наташе. Ее мечта о Николае, которому она однажды, раз и навсегда, отдала свое сердце, так и осталась мечтой. Чудес не бывает, а Соня – всего лишь бесприданница, приживалка в доме Ростовых.

    Наташа очень правильно охарактеризовала Соню – «пустоцвет». И все-таки и у Сони есть свое «счастье», имя ему – самопожертвование. После женитьбы Николая на княжне Марье она живет в их доме, так и не выйдя замуж. Соня «ходит» за постаревшей графиней, терпя ее капризы; ухаживает за детьми Николая и Марьи, видит каждый день человека, которого всегда любила и любит.

    Ложное счастье в понимании Толстого – это те мнимые ценности, к которым стремятся нелюбимые герои писателя. Свое понятие счастья и у супругов Бергов: «иметь знакомства людей, которые «выше», потому что тогда только есть приятность от знакомств» и «чтоб… не было так скоро детей», потому что «надо жить для общества».

    Все симпатии Толстого в романе - на стороне семейного счастья, взаимопонимания, умения любить и быть любимым.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года | Сочинение по литературе
Гроза двенадцатого года Настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А. С. Пушкин Роман-эпопея Льва Толстого "Война и мир" —

«Он слишком хорош, чтобы жить» (образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
«Он слишком хорошо, чтобы жить» - эти слова героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова сказала о своем женихе – князе Андрее Болконском. Верны ли эти слова в отношении данного героя?

Образ Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Роман-эпопея «Война и мир» - одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем. Писатель раскрывает как социальные вопросы,

Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". | Сочинение по литературе
Известно, что первоначальный замысел романа Л. Толстого «Война и мир» и то произведение, которое мы знаем сегодня, разительно отличаются. Автор задумывал роман о декабристах, в котором хотел

«Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Горького | Сочинение по литературе
Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему

Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе «Война и мир» | Сочинение по литературе
Весь роман Льва Николаевича Толстого построен на противопоставлениях (вспомним хотя бы название произведения). И в своем понимании истории Толстой отличается от традиционных историков. Писатель не

Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ' романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании

Смысл названия романа «Война и мир» | Сочинение по литературе
На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814

Прием контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» | Сочинение по литературе
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые

Полковник на балу и после бала | Сочинение по литературе
Я прочитала рассказ Толстого «После бала», где одним из главных героев был полковник, отец Вареньки. Автор хотел показать читателям реальную картину того, как несправедлива порою бывает жизнь. И

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить