Сочинения по литературе

Трагедия Григория Мелехова

0
    Образ Григория Мелехова все время находится в гуще событий, описываемых в романе «Тихий Дон». Это один из центральных образов романа.
    Этот герой никак не может найти себя и свое место в жизни. С первых же страниц повествования мы видим противоречия в Григории, его раздвоенность. Он, полюбив жену соседа, ничего не делает, чтобы отстоять свою любовь, и отказывается ехать с Аксиньей в Шахты. Мелехов говорит, что он не может уйти от хозяйства и от семьи. По приказу отца герой женится на Наталье, дочери богатого крестьянина. Она очень полюбила Мелехова, да и всей его семье понравилась. Но Григорий несчастлив с Натальей. Он сам признавался ей в этом: «Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка». Вскоре после этих слов Григорий уходит с Аксиньей в Ягодное, поместье господ Лисницких.

    Мы видим, что с самого начала автор показывает противоречивость своего героя. Мелехов сам не понимает, что ему нужно, он никак не может определиться. Эта черта еще больше проявится в герое во время Первой мировой войны и революции.

    Призванный на действительную службу в армию, Григорий видит, как несправедливо устроена жизнь. С одной стороны, нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вечно униженные солдаты, которые вынуждены переносить издевательство командиров. Мировая война убеждает Мелехова в бессмысленности убийства. Но, несмотря на это, во время боев он держится храбро и мужественно. Во время коротких визитов домой Григорий признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

    Попав в госпиталь, Григорий встречается с большевиком Гаранжей, который простыми словами объяснил ему позицию красных. Мелехов говорит Гаранже: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл». Приезд в госпиталь царской семьи будит в герое чувство ненависти и злобы: «Вот они, на чью радость нас выгнали из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки!» А ведь с детских лет Григорий был воспитан в уважении к царской семье, чиновникам. Но и дома, на хуторе, Чубатый и Изварин говорили о казацких сословиях, о свободном Доне без царя и без большевиков. Григорию очень трудно было разобраться и найти истину: «Блукаю я, как метель в степи».

    После победы большевиков Григорий находится на стороне красных, но, возвратившись на хутор, он опять ощущает душевный разлад: «К кому же прислониться?»

    Пытаясь сделать выбор, Григорий принимает участие в Верхне-Донском восстании, хочет его оправдать. Он думал, что казачество должно отделиться от мужицкой Руси, идти собственным путем. И, если нужно будет, биться до конца. Но другой голос говорил ему, что здесь бьются не казаки с мужиками, а бедные с богатыми. И опять Мелехов оказался на распутье, и опять он не знал, чью сторону принять.

    Мы видим, что уже в самом начале восстания Григория одолевают противоречивые мысли, которые еще более будут развиваться в ходе восстания.

    Когда повстанцы соединились с Донской армией, Григорий еще раз убедился в пропасти, вставшей между казаками и офицерами: «Я имею офицерский чин, кровью его заслужил. А как попаду в офицерское общество – так вроде как из хаты на мороз выйду в одних подштанниках». Мелехов гордился тем, что полководцы, вышедшие из народа, разбили прославленных белых генералов во время гражданской войны. Теперь уже дело красных Мелехов считает справедливым. В Новороссийске он переходит на их сторону и мужественно сражается в коннице Буденного. Но герой чувствует, что, как бывшему белому офицеру, красные не доверяют ему. Поэтому Мелехов уходит на хутор, возвращается домой.

    Здесь Григорий хотел найти успокоение, он мечтал заниматься простым крестьянским трудом. Но и в этом Мелехов не нашел своего счастья. Герою угрожает арест, Михаил Кошевой видит в нем врага. Поэтому Григорий бежит в банду Фомина, хотя и понимает, что это гибельный шаг. Он прямо говорит Фомину об этом. Вскоре герой понимает, что в банде он совершает преступления. Мелехов покидает и это свое «пристанище». Он отправляется к Аксинье, предлагает ей уехать из хутора и начать новую жизнь где-нибудь вдалеке.

    Но и на этот раз Григорию не суждено было стать счастливым: Аксинью убивают. Погибает самый дорогой для Мелехова человек, вместе с Аксиньей погибают и мечты Мелехова на спокойную жизнь. Теперь испытания героя закончены. Кроме воспоминаний, ему больше ничего не осталось. Все метания Григория, его поиски истины, правды закончились трагедией. Мне кажется, что верного для себя пути этот герой так и не нашел. Теперь у него остался лишь сын – надежда Мелехова на светлое будущее.

    Итак, трагедия Григория Мелехова – это трагедия незавершенного выбора, трагедия противоречивости его характера. Можно сказать, что это трагедия личности, оказавшейся на перепутье и не находящей себе прямого, верного, истинного пути. Кроме того, трагедия героя – это еще и сложный путь русского казачества. В начале 20 века казаки в очередной раз сделали попытку сохранить свою изолированность, свои национальные особенности. Для них и белые, и красные все равно чужие. Они не могут найти себя, не могут примкнуть ни к той, ни к другой стороне. Так же, как и Григорий Мелехов.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Шолохов М.А.

Доброта и сила духа на примере рассказа "Судьба человека" | Сочинение по литературе
Начнем с того, что добро-это заботливое, нежное отношение к другим людям, это их уважение, это желание и готовность всегда прийти на помощь. Знаете, я твердо убеждена, что добро не должно быть

Изображение крупнейшего социального сдвига в судьбе народа | Сочинение по литературе
Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» равно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря мощному таланту писателя. «Тихий Дон» – народная эпопея, в которой М.

Сочинение на тему: Изображение судьбы народа в Романе «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
Роман «Поднятая целина». Историческая основа произведения.Изображение судьбы народа в переломные исторические пе­риоды — важнейшая особенность творчества М. Шолохова.Хорошо

Сочинение — анализ Григория Мелехова | Сочинение по литературе
Крушение векового уклада народной жизни запечатлел в сво­ем романе «Тихий Дон» М. Шолохов (первая книга была опублико­вана в 1928 г., заключительные главы четвертой книги — в 1940 г.).

Краткое содержание Рассказа родинка М. Шолохова | Сочинение по литературе
Шолохов пришел в литературу со своей темой и своими ге­роями, открыв читателю незнакомый ему мир донского казаче­ства, показанного в переломный исторический момент — в годы революции и

Краткое содержание Рассказа «Червоточина» и «Чужая кровь» | Сочинение по литературе
Рассказы «Червоточина» («разлом» богатой семьи), «Прод-комиссар» (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: «одного роду, но не одного класса» люди.Одно из важнейших

Сочинение: Тихий Дон образ жизни народа | Сочинение по литературе
Ранние произведения М. Шолохова, являясь первым этапом творческого пути художника, помогают преодолеть представле­ние об эволюции писателя как некоем равномерном, прямоли­нейном, бесконфликтном

Сочинение: «Тихий Дон» как роман-эпопея | Сочинение по литературе
Охарактеризуйте «Тихий Дон» как роман-эпопею.Первоначально писатель задумывал рассказать об одном локальном эпизоде Гражданской войны на Дону, восстании против власти

Образ Гри­гория Мелехова | Сочинение по литературе
«Показать очарование человека…» — как сказа­лась эта установка писателя при создании образа Гри­гория Мелехова?Героем, в полной мере соответствующим характеру и задачам эпопеи,

В чем своеобразие женских образов романа «Ти­хий Дон» | Сочинение по литературе
В чем своеобразие женских образов романа «Ти­хий Дон»? Как выражается писательское отношение к созданным женским характерам?Кроме главного героя особенное внимание

Фото Шолохов М.А.

 Изменить 
Шолохов М.А.

Шолохов М.А. - Биография

    ШОЛОХОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1905–1984) – советский писатель, автор романов Тихий Дон, Поднятая целина, неоконченной эпопеи Они сражались за родину, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда. Родился 11 (24) мая 1905 на хуторе Кружилин. Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два-три» и т.д. В разгар Гражданской войны стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.
    К началу 1920-х имел за плечами опыт продкомиссара, сочинителя агитпьес и работника ревкома – с таким багажом он появился в Москве. Там примкнул к литературному объединению «Молодая гвардия», существовавшему под эгидой РАППа, в 1923 дебютировал с фельетоном в газете «Юношеская правда». В ином ключе были написаны Донские рассказы Шолохова (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце). Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», – он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в Тихий Дон. В 1926 вернулся на Дон, в станицу Каргинскую, а затем переселился в Вёшки. К этому времени работал над романом Донщина о походе генерала Корнилова на Петроград. Донщина легла в основу первых двух книг Тихого Дона, опубликованных в журнале «Октябрь» с января по декабрь 1928. Тихий Дон пользовался оглушительным успехом у современников. Луначарский сравнил Шолохова с Львом Толстым, а Тихий Дон с Войной и миром. Александр Серафимович признал молодого автора «во сто раз талантливее» себя и предрек ему скорую мировую славу. Вся Россия зачитывалась историей Григория и Аксиньи, Госиздат выпустил Тихий Дон в популярной серии «Дешевая библиотека Госиздата». В 1930 режиссерами Правовым и Рождественской по роману был поставлен фильм, упрочивший шолоховскую славу. Первые две книги Тихого Дона (1925–1928) охватывали период Первой мировой войны, революцию 1917, становление Советской власти на Дону. Шолохов давал картину слома русской истории, описывал войну и мир, быт и сражение, судьбы исторических личностей и простых людей. Наряду с вымышленными персонажами в романе действовали реально существовавшие белые генералы Каледин, Корнилов, председатель казачьего военно-революционного комитета Подтелков. Точкой отсчета Шолохов считает 1912. Однако главным откровением Тихого Дона стал не эпический размах повествования, а обращение автора к судьбе человека, втянутого в кровавый круговорот истории. Главный герой – Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Это сразу же отделяло его от героев других произведений о Гражданской войне, например, от Мечика из романа А.Фадеева Разгром. Выходец из народной среды наделялся сложным психологическим складом, тягой к правдоискательству, неоднозначностью оценок. Характер героя определил и глубину житейских коллизий – отношения внутри любовного треугольника Григорий – Аксинья – Степан. Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа – Кошевые, Мелеховые, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, Тихий Дон исчезает с лица земли. В печати была приостановлена третья книга Тихого Дона, посвященная Вешенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Правда о кровавой эпопее расказачивания, о действиях на Дону Троцкого была в романе безжалостной. Причиной восстания послужили перегибы по отношению к казакам-середнякам и бессудные расстрелы в станицах. Казаки восстали в тылу у красных, что привело к поражению на Южфронте и началу наступления Деникина. Теперь Шолохова обвиняли уже в «белогвардейщине». В начале 1930-х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область. «Вы бы поглядели, что происходит у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае, – писал Шолохов редактору издательства «Московский рабочий» Е.Левицкой. – Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает. Народ звереет, настроение подавленное…». Письма Шолохова к Левицкой рисуют страшную картину коллективизации на Дону, не напоминающую колхозную идиллию Поднятой целины. Следующим адресатом Шолохова стал Сталин. Письма Шолохова к Сталину изобиловали ужасами голодомора, описанием пыток, избиений и надругательств, с помощью которых изымался хлеб. Теперь творческая активность Шолохова проявлялась главным образом в жанре напряженного диалога с вождем. Сталин благосклонно отнесся к письмам – ответил Шолохову письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном. Наряду с отчаянными протестами против коллективизации создает роман Поднятая целина (первая книга – 1932, вторая – 1960): «Пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 и как они живут в колхозах». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в Поднятой целине – моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию. Многие сцены романа не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства. С трудом продвигалась работа над заключительными частями романа Тихий Дон. 4 июня 1928 он писал Левицкой: «Прочтите (…) продолжение Тихого Дона – черкните мне ваше мнение. Там меня начинает душить история, и соответственно с этим меняется характер». История душила не только Шолохова, но и его героя, теряющего в окаянной коловерти революционного времени всех своих близких. Оставшись без семьи и похоронив Аксинью, Григорий видит, как над ним встает черное солнце. К концу четвертой книги, вышедшей в 1939, Григорий Мелехов мечтает об одном – больше не участвовать в цепной реакции бессмысленных и бесконечных смертей, преступном насилии над действительностью. Григорию не дается понимание свершившегося в России великого эксперимента, исторически оправданного насилия. Некоторые писатели советовали Шолохову «достойно закончить роман» и привести Григория в партию. Однако скитания Григория имели в романе другой итог: на пороге разоренного дома он держит на руках единственного сына – последнего, кто остался в живых из большой мелеховской семьи. В конце 1930-х над Шолоховым нависла угроза ареста. К этому моменту он уже неоднократно бывал на приеме у Сталина, списывал ужасы голодомора на «непродуманную работу» на местах (статья Результат непродуманной работы, январь 1933, «Правда»). В 1939 в творческой судьбе Шолохова совершается перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны. Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», попадает в авиакатастрофу и чудом остается в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вешках. 23 июня 1942 – в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, Шолохов опубликовал в «Правде» статью Наука ненависти, в которой призвал «носить ненависть на кончиках штыков». Главной движущей силой в борьбе с захватчиком он считал беспощадную ненависть к «осатаневшим фашистским выродкам». С трудом давался Шолохову его новый роман Они сражались за родину, первые главы которого появились в «Правде» в 1943. Он был посвящен суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону. К роману Они сражались за родину пытался вернуться в 1950–1960-е, но книга так и осталась неоконченной. В 1975 С.Бондарчук снял по неоконченному роману фильм с участием звезд советского кино: Шукшина, В.Тихонова, Г.Буркова, Ю.Никулина, Н.Мордюковой, И.Смоктуновского. Рассказ Судьба человека был опубликован в «Правде» в новогодних номерах 1957. В нем автор касался полузапретной темы – судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой рассказа усыновляет мальчика – сироту войны. Появление Тихого Дона в 1928 повлекло за собой не только восторженные рецензии, но и обвинения в литературном плагиате, судебные разбирательства. Многих смущало, что роман появился из-под пера двадцатитрехлетнего автора, который казался слишком юным для создания столь грандиозного романа. Позже сомнение в авторстве Тихого Дона выражали Солженицын (книга Стремя «Тихого Дона», под псевдонимом Медведева-Томашевская), Р.Медведев (Загадки творческой биографии Шолохова), однако эти исследования целиком строились на гипотезах и не содержали никаких документальных подтверждений. Обвинения с новой силой вспыхнули в 1990-е, когда открылись архивы. Но и тогда никаких убедительных доказательств шолоховского плагиата обнаружено не было. В 1965 Шолохов был удостоен Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время». Тихий Дон был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы. Умер Шолохов 21 февраля 1984 в станице Вешенской.
 Изменить