Сочинения по литературе

Трагические образы героев произведений Бальзака («Отец Горио»)

0
Валантена, Гобсека, Евгении Гранд. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданные своей социальной средой, которая «оттеняла» центрального героя, служила для полнейшего раскрытия его характера. Но Бальзак все больше ощущал, что традиционная форма романа не подходит для воплощения его желания показать современное общество во всей сложности его борьбы и устремлений. Уже в названных произведениях начала 30-х годов писатель изменяет традиционное романное содержание, отводя любовной коллизии второстепенное место, подчиняя ее социальному анализу. Главная задача - раскрыть социальную роль денег в судьбе молодого человека («Шагреневая кожа»), социальную функцию ростовщичества и связь его принципов с принципами аристократии («Гобсек»), эволюцию личности под влиянием среды («Евгения Гранд»).
Романы начали изменять свою структуру: центром становилась проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из разнообразных социальных групп, здесь уже нельзя было однозначно определить «главного» героя. Первым таким романом был «Отец Горио». Именно такой тип изображения действительности имел в виду Бальзак, когда писал, что «идея, преобразованная в образ, - искусство более высокое». Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса де Босеан почти в одинаковой мере могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них является отдельной социальной группой с соответствующими ей представлениями: Горио - буржуазия, Растиньяк - провинциальное дворянство, виконтесса - парижское великосветское дворянство, Вотрен - преступный мир.

Жизненный путь Горио воссоздает историю обогащения, которое основывалось на расчете, и падении, когда жизнь подчиняется чувству. Растиньяк олицетворяет в себе молодых любителей почестей и уважения, которые сначала наивно думают, что всего можно достичь настойчивой работой, но которые постепенно сознают, что основной движитель общества - полезные связи, если отсутствуют богатство и высокие титулы, которые обеспечивают первые места в государстве. Виконтесса де Босеан, богатая и знатная от рождения, необходима автору для того, чтобы показать их эфемерность, если человеческую душу пленяет чувство. Вотрен, каторжанин-беглец, почти романтическая по своей силе - и физической, и духовной - личность, олицетворяет смелый расчет, который лишен эмоций, основывается на глубоком знании современного мира.

Вотрен и виконтесса де Босеан, находясь на разных социальных полюсах, представлены как своеобразные идеологи современности, которые одинаково понимают ее сущность. Вотрен говорит молодому человеку о жестокой конкуренции и способах достижения цели: «Пятидесяти тысяч прибыльных мест не существует, и вам придется жрать друг друга, как паукам, брошенным в банку». «Бросьте считаться с вашими убеждениями, - советует он. - Продавайте их, если на это будет спрос». И дальше, еще циничнее: «…да и как вам выдвинуться, если не спекулировать любовью?». В философии Вотрена концентрируются наблюдение антиквара и Гобсека. Если в «Гобсеке» Бальзак объединил убеждения ростовщика и графини, то в «Отцу Горио» он указывает на общность взглядов виконтессы и каторжанина.

Госпожа де Босеан, утонченная великосветская дама, которая поняла, что единственной ценностью является любовь, говорит Растиньяку: «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых коней, гоните безжалостно, пусть околевают на каждой станции, - и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний…». Растиньяк показан в эволюции. Сначала это наивный провинциал. В это время он мечтает «быть верным добропорядочности» и «своей работой достичь богатства». Но он быстро понял, что в «свете» важнее иметь хорошо пошитый фрак. Постепенно он отказывается от юношеских мечтаний. Правда, не решается принять план обогащения, предложенный каторжанином Вотреном, поскольку боится стать соучастником преступления, но в конце романа, осудив дочерей, которые не приехали похоронить отца, он едет к одной из них - Дельфине - обедать.
Это начало «поединка» с Парижем, из которого он выйдет победителем, поскольку, потеряв иллюзии, сможет действовать согласно законам этого мира. Растиньяк из тех, кто от стадии «желать» переходит к стадии «суметь». Романы «Торговый дом Нусинжен», «Утраченные иллюзии», «Роскошь и бедность куртизанок «изображают Растиньяка-Миллионера, министра и пэра Франции.

Растиньяк стал образцом для литературных героев следующих этапов: с него брали пример Фредерик Мор у Флобера («Воспитание чувств») и Раскольников у Ф. Достоевского («Преступление и наказание»). Система образов романа «Отец Горио» подчинена не только социальному принципу, а и семейному: здесь изображены семьи Растиньяков, де Ресто, Нусинженов, Тайферов, де Босеан, Горио. Каждый раз автор показывает, как личные семейные отношения, если они и были, сменяются отношениями денежными. Эту мысль наиболее четко выражает умирающий Горио: «За деньги купишь все, даже дочерей». Для Бальзака в семейных отношениях раскрываются общественные отношения. В этом романе, как и в предыдущих, значительную роль сыграет предметный мир.

Именно из-за этого произведение начинается описанием квартала, где расположен дом Воке, потом автор знакомит читателя с улицей, а уже со временем с самим домом, изображенным предельно точно. Вершиной этого предметного мира, который раскрывает сущность людей, является одежда мадам Воке и ее внешний вид. «Бледная пухлость этой госпожи - такой же самый продукт всей ее жизни, как тиф является следствием заразного воздуха больниц», - констатирует автор; и самое существенное в этой взаимосвязи: «Шерстяная вязанная юбка, которая вылезла из-под верхней, перешитой из старого платья, воссоздает в кратком виде гостиную, столовую и сад, говорит о свойствах кухни и дает возможность предусмотреть количество дармоедов». О количестве дармоедов, что отвечает образу хозяйки пансиона, Бальзак пишет, действительно создавая полнейшую аналогию хозяйке: «Здесь царство бедности, где нет намека на поэзию, бедности потертых, скупых, сгущенных».

Все персонажи, так или иначе несут на себе печать хозяйки пансиона, даже юный франт Растиньяк, который постоянно страдает из-за отсутствия денег и которого развращает Вотрен. Роман Бальзака, начиная с «Отца Горио», становится социально-психологическим, поскольку исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бальзак О.

Вверх по лестнице ведущей вниз(по роману О де Бальзака "Отец Горио") | Сочинение по литературе
Добродетель... не делится на части; или она есть, или ее нет. О. де Бальзак. Отец Горио Одной из тем замечательного романа Оноре де Бальзака "Отец Горио" является

Гениальный автор “Человеческой комедии” | Сочинение по литературе
Французский писатель Оноре де Бальзак (1799- 1850) - крупнейший представитель критического реализма в западноевропейской литературе. "Человеческая комедия", которая по замыслу гениального

«Человеческая комедия» Оноре Бальзака | Сочинение по литературе
Произведения Бальзака — это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя. По мнению Сенеки,

Что привело папашу Горио к гибели | Сочинение по литературе
Бальзак — один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица

Замысел и композиция «Человеческой комедии» О. де Бальзака | Сочинение по литературе
Принцип сквозных персонажей. Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина

Философское содержание повести «Шагреневая кожа» | Сочинение по литературе
Ярчайшим примером философских повестей является « Шагреневая кожа», которую автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», он писал, что всё в ней « миф и символ». Само

Герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» | Сочинение по литературе
Среди литературных прообразов Рафаэля де Валентена – Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена — герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. де В.— нищий молодой честолюбец, каких

Рафаэль Де Валентен - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) — герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.— фигура

Бальзак и жанр исторического романа | Сочинение по литературе
Стены мансарды пропускают зимний холод. Дует изо всех щелей. Юноша кутается в старую шаль, которую ему прислала сестра, подбирает под себя озябшие ноги, согревает дыханием покрасневшие пальцы рук и

Оноре де Бальзак (1799-1850г.г.) | Сочинение по литературе
Бальзак был сыном мелкого буржуа, внуком крестьянина, он не получил того воспитания и образования, которое предоставляют своим детям дворяне (частица де была им присвоена). Он из тех молодых,

Фото Бальзак О.

 Изменить 
Бальзак О.

Бальзак О. - Биография

    БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.
    В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.
    Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны – Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).
    Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.
    Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).
    Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845–1846).
    Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832–1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.
    В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов – Дело об опеке (L'Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов – Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов – Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831–1834), Дочь Евы (Une Fille d've, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них – ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d'oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l'absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838–1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка – La Fille aux yeux d'or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э.Золя и натуралисты, М.Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l'trangre, тт.1–2 опубл.1899–1906; тт.3–4 опубл.1933–1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.
 Изменить