Сочинения по литературе

Трактовка символизма у Блока

0
Александр Александрович Блок (1880-1921). Блок относился к символизму более страстно, чем Брюсов. Он глубоко разделял некоторые доктрины этого течения и тем резче порывал с ними. Блок-критик развивался одновременно с Блоком-поэтом. Напрасно 3. Гиппиус, Ю. Айхенвальд и другие декаденты утверждали, что теоретизирующий Блок всегда «роняет себя», что Блок-поэт «лучше» Блока-критика. Никакого антагонизма между его критической и поэтической деятельностью не было.
Первоначально Блок был правоверным символистом, в своих рецензиях о произведениях Бальмонта, Брюсова, А. Белого разделял оптимизм этого направления. Блок повторял общие каноны символизма: это видно также из его отзывов о В. Соловьеве, о творчестве В. Иванова (1905). Блок признавал Иванова за теоретика символизма, сочувственно цитировал основные его положения. И для Блока «кромчими звездами» являлись Тютчев, Хомяков. Разрыв Блока с В. И. Ивановым произошел позднее - в 1912-1913 годах. Но как ни резко распадается эволюция Блока на два периода, в его взглядах до конца жизни оставалось много от изначального символизма. Рецидивы их чувствуются в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910), в двух работах об Аполлоне Григорьеве («Судьба Аполлона Григорьева», 1916; «Что надо знать об Ап. Григорьеве», 1919) ив речи «О романтизме», произнесенной перед актерами Большого драматического театра в Петрограде в 1919 году.

Доклад «О современном состоянии русского символизма» был сделан под девизом: «Кто захочет понять - поймет». Блок в духе Рембо и Метерлинка пояснял тайны собственного творчества: «Незнакомка»-это сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового, а не просто дама в черном платье со страусовыми перьями.

Ив 1911 году, и позднее прельщал Блока величественный, как ему казалось, образ «рыцаря-монаха»- Владимира Соловьева. Таким же рыцарем «печального образа», не опознанным современниками, был для Блока и Аполлон Григорьев. Крайне субъективно Блок старался разглядеть в Григорьеве «осененность свыше», «отсветы Мировой Души», носителя русской «органической идеи», которая была утеряна русской интеллигенцией, пошедшей за своим «генералом» Белинским, «опечатавшим» всю классику своими «штемпелями». И здесь субъективнейшая конструкция в пользу символизма оказывалась обязательно связанной с уничижением то «наивного», то «глумливого» реализма. Блок говорил о провиденциальной роли искусства в связи с проблемой романтизма. Он высмеивал «профессорские» мнения о романтизме: романтизм - нечто возвышенное, но всегда отвлеченное, туманное, далекое от жизни; романтиком называют человека неуклюжего, рассеянного, непрактичного. Но иначе к романтизму отнеслась, как оказывается, более пытливая наука конца XIX - начала XX века при новом русском «возрождении», т. е. при символизме. «Подлинный романтизм,- говорил Блок,- вовсе не есть только литературное течение», он не был «отрешением от жизни», наоборот, романтизм «преисполнен жадным стремлением к жизни». Блок, как и Брюсов, считал, что «принципы» творчества вечны, «школы» и «течения» временны, они только применяют принципы всем напоказ. Но всмотримся, как конкретизирует Блок свое вселенское понятие романтизма. Он придает ему отвлеченный смысл побудительной творческой силы вообще. У него романтизм, собственно, оказывается и не течением, и не принципом творчества. Романтизм это «шестое чувство»: «Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека, носителя культуры, на новую связь со стихией». Под стихией Блок по-символистски понимает внешний мир, мир сущностей. Романтизм «есть дух, который струится под всякой застывающей формой и, в конце концов, взрывает ее». Блок повторял старый тезис символистов: романтизм - это восстание против материализма и позитивизма. При этом можно добавить от себя - и реализма.

Но рядом с такого рода суждениями у Блока можно найти и другие. Это заметно в его статьях «О современной критике» ;{1907), «О реалистах» (1907), «О драме» (1907), «Три вопроса» (1908), «Вечера «искусств» (1908), «Народ и интеллигенция» |1909) и др. Блок с презрением стал писать о различных собраниях и вечерах интеллигенции при различного рода художественных, религиозных обществах, в салонах, журнальных редакциях. Он улавливал лицемерно-снобистский характер этих сборищ, дилетантизм затеваемых дискуссий, их реакционный смысл. Он все дальше расходился с прославленным героем таких вечеров - Мережковским. В статьях «Литературные итоги 1907 года», «Вечера «искусств» Блок зло обрисовал религиозно-философские собрания, на которых «и дела никому нет до народа, как быть с рабочим и мужиком». В старое время, писал Блок, на литературных вечерах звучало проникновенное слово Достоевского, мастерски читавшего свои произведения или «Пророков» Пушкина и Лермонтова, читал свое знаменитое «Вперед, без страха и сомненья!» Плещеев. Сегодняшним же модным поэтам нечего сказать. Стихи любого из них «читать не нужно и почти всегда - вредно». Нечего размножать породы людей «стиля модерн», дни которых «сочтены».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Лирический герой Блока | Сочинение по литературе
Блок – верьте, это настоящее – волей божьей – поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький. Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент

Блок - это человек бесстрашной искренности | Сочинение по литературе
Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта это шедевр. Его очень трудно написать

Поэтический мир Александра Блока (2) | Сочинение по литературе
Александр Александрович Блок — поэт, который уловил противоречие и величие той эпохи, в которой он жил. Он принадлежал к той части русской интеллигенции, которая искренне и бесстрашно пыталась

Без конца и без краю мечта!" (По лирике А.А.Блока.) | Сочинение по литературе
"Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени..." — писала Анна Ахматова.

«Земное» и «неземное» - Блок | Сочинение по литературе
Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь - Меня не зови, - Я и сам уж давно ворожу. А.А. Блок Александр Александрович Блок один из

Романтический мир раннего Блока | Сочинение по литературе
Александра Блока называют последним великим поэтом старой, дореволюционной России. С его смертью (в 1921 году) закончилась целая полоса русской поэзии, ее «серебряный век», который сегодня

Какой предстает Россия в лирике А.А. Блока | Сочинение по литературе
Тема родины - одна из главных в русской поэзии. Но в творчестве Александра Блока тема России обретает особое звучание. На рубеже веков о себе и своих современниках поэт сказал: «Мы - дети страшных

Тема Революции в поэме А. А.Блока “Двенадцать" | Сочинение по литературе
Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к

Красный цвет поэтических образов А. Блока | Сочинение по литературе
Стихотворения А. Блока как бы раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в поэзии Блока обусловлен, с одной стороны, реальным миром и, с другой — миром символов. Интересно проследить и понять

Поэт мечты (любовная лирика А. Блока) | Сочинение по литературе
Романтический поэт, воспевающий свою возлюбленную, в которой все — совершенство, все — воплощение красоты и вечной женственности — это первое, что мы вспоминаем о Блоке. Да, поэт прошел сложный путь,

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить