Сочинения по литературе

Третий период творческого развития Виктора Гюго

1
Третий период творческого развития Виктора Гюго явился периодом его неустанно росшей международной известности, основанной на деятельности публициста-обличителя реакции, которым стал в то время писатель. Широко известно мужественное поведение Гюго в эти годы, его неподкупность, его отказ принять амнистию Наполеона III. Это годы творческой зрелости Гюго, отмеченные созданием целого ряда лучших его произведений.
События 1850—1851 гг. и период Второй империи научили Гюго многому: обдумывая политический опыт французского народа, он проникся глубокой ненавистью к угнетению и насилию правящих классов в любой его форме. Благородное стремление Гюго помочь любому борцу за свободу, любому освободительному движению, воспрепятствовать любому политическому преступлению правящих классов отражает дальнейший рост общественного кругозора писателя. Гюго борется и за Францию, и за свободу других народов, потому что приходит к выводу, что свобода — мечта всех народов мира, осуществить которую возможно лишь общими усилиями. Гюго, пылкий французский патриот, находит в эти годы путь к интернационализму.

Известно, что Маркс, отметив ценность книг Гюго, направленных против Наполеона III, указал и на их слабые стороны, на то, что Гюго не смог показать силы, выдвинувшие Наполеона III, не разоблачил всей ничтожности Наполеона — наемника крупной французской буржуазии. Этот недостаток — неумение вскрыть корни агрессивной политики буржуазных государств — характерен и для других выступлений Гюго-публициста. Но каковы бы ни были слабые стороны публицистики Гюго, ее достоинства — огромная искренность, сила обличения, демократический пафос, боевой дух — настолько существенны, что дают основания видеть в Гюго одного из замечательных французских публицистов XIX в. Именно в публицистике 50 —60-х гг. содержатся те призывы к борьбе за мир, которые так часто приводились в нашей прессе.

Так политическая деятельность Гюго открыла в нем огромный талант публициста. Это очень важное качество Гюго-художника, имеющее и самостоятельное значение, должно быть особо выделено, как характерная черта третьего периода в развитии его творчества.

О этих пор благородная публицистичность проникает и в стихи, и романы Гюго. Особо следует отметить в этом отношении сборник стихотворений Гюго «Кары», свидетельствующий о важных принципах, происходящих в мировоззрении писателя в эти годы.

«Кары» тесно связаны с публицистикой Гюго. По существу В ЭТОЙ книге стихов выражено то, что Гюго-публицист писал в своих протестах и обращениях. «Кары» особенно ясно раскрывают замечательное качество, которое присуще и Гюго-поэту, и Гюго-публицисту: не только яростную ненависть к тирании в любой ее форме, но и веру в силу народов, в развитие освободительных движений, которым художник так сочувствовал.

Коронованным разбойникам и деспотам, силам угнетения в «Карах» противопоставлены народы мира, монументальные образы сил лагеря свободы. Особо следует отметить оптимизм, звучащий в стихах этого сборника: Гюго убеждал своих читателей в неизбежности суровой расплаты, которую заслужили заклейменные им враги. народов — поджигатели войн, душители освободительных движений, слуги светской и церковной реакции, южноамериканские рабовладельцы и их сторонники из северных штатов.

Народ — герой произведений Гюго-публициста, Гюго в 50 —60-х гг. Это сказалось и в его романах, которые свидетельствовали о том, как существенно подвинулся Гюго на пути своего художественного развития.

60-е гг. — период создания новых замечательных романов Гюго. Они появляются один за другим — «Отверженные» (новый вариант), «Труженики моря», «Человек, который смеется». Социальная тема звучит в них все сильнее, все настойчивее.

Критика буржуазного общества развернута в этих романах с такой силой, на которую ранее Гюго не был способен. В «Отверженных» Гюго поставил вопрос о самой сущности буржуазного строя, зиждящегося на несчастьях и страданиях миллионных обездоленных масс. В «Тружениках моря» Гюго в своеобразной форме отразил противоречие труда и капитала, показав гнусные черты буржуа-дельца, эксплуататора и космополита и противопоставив ему образ труженика Жильята.

При всех особенностях романа «Человек, который смеется» как романа исторического, ему присуща большая социальная острота и подлинная актуальность. Целая глава романа посвящена разоблачению правящих классов Англии, цинизм и отталкивающее моральное уродство которых открывается Гуиннлену — простому человеку, воспитанному на высоких принципах гуманности. Следует подчеркнуть критику английской государственной машины, которая дана в этом романе Гюго. В нем писатель заставляет сборище пышно одетых паразитов — палату лордов — выслушать обвинение, которое им в лицо бросает Гуинплен. Гуинплен выступает здесь от лица народных масс, эксплуатируемых и попираемых буржуазно-помещичьим английским государством.

Особенно интересен в романе образ Урсуса, незаслуженно забытый нашей критикой. Плебей Урсус воспитал Гуинплена в демократическом духе, сделал его высокоморальным, цельным человеком.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гюго В.

Противоречия молодого Гюго – писателя-роялиста | Сочинение по литературе
Когда речь идет о характеристике творческого пути такого писателя, как Гюго, столь, много трудившегося и оставившего такое огромное литературное наследство, то закономерно выделить из всего, что было

Второй период творчества Виктора Гюго | Сочинение по литературе
Второй период творчества Виктора Гюго тесно связан с политической деятельностью писателя. Воспитанный роялистами, он в 1827 г. окончательно порывает свои связи с антидемократическими изданиями и

Статья о Гюго – художественный анализ. Гюго Мари Виктор | Сочинение по литературе
Виктор Гюго, французский писатель, родился в 1802 году и умер восьмидесяти трёх лет. За свою долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, больших романов. Он писал о тяжёлой

Самая яркая и драматическая глава в биографии Гюго | Сочинение по литературе
17 июня 1851 года Гюго поднимается на трибуну Законодательного собрания, чтобы протестовать против пересмотра статей конституции, запрещающих переизбрание президента республики на второй срок.

Романтизм великого французского писателя Виктора Гюго | Сочинение по литературе
Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем эту старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Виктор Гюго Великий французский поэт, романист и драматург Виктор Гюго (1802—1885)

Переводная литература в наше время | Сочинение по литературе
Зарубежная литература всегда привлекала внимание. Стоило какому-нибудь иностранному писателю получить известность, как его немедленно переводили на русский язык. «Переводчики — почтовые лошади

Романтическая эстетика Гюго в романе «93-й год» | Сочинение по литературе
Надо оценить всю атмосферу французской общественной жизни середины 70-х гг.,, чтобы понять, какое значение для французской литературы имело появление этого романа. Буржуазная реакция, напуганная

Характеристика образа Гавроша | Сочинение по литературе
Гаврош — парижский мальчик-бродяга. Сын вороватого и жестокого трактирщика Тенардье, впоследствии ставшего настоящим уголовником, он с детства находится на дне общества. Родители выгнали

Характеристика образа Жавера | Сочинение по литературе
Жавер — полицейский сыщик. Выходец из низов общества (родившийся в тюрьме сын гадалки), он стал преданным слугой общественного порядка, дослужившись от надсмотрщика на Тулонской каторге до

Характеристика образа Жана Вальжана | Сочинение по литературе
Вальжан Жан — раскаявшийся каторжник. Бедняк и сирота, он в 1796 г., еще подростком, был арестован за мелкую кражу и благодаря жестокой судебной системе своего времени провел на каторге целых

Фото Гюго В.

 Изменить 
Гюго В.

Гюго В. - Биография

    ГЮГО, ВИКТОР (Hugo, Victor) (1802–1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С.Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына.
    Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты – большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822.
    Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d'Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х.Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.
    В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А.де Виньи, А.де Сен-Вальри, Ш.Нодье, Э.Дешан и А.де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш.Сент-Бёва, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады.
    В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d'un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу.
    Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.
    Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s'amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т.ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю».
    Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d'automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles).
    В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о.Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси.
    За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения. В 1853 появились Возмездия (Chtiments), блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III; в 1856 вышел сборник лирической и философской поэзии Созерцания (Les Contemplations); в 1859 Гюго опубликовал первые два тома Легенды веков (La Lgende des sicles), утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860–1861 Гюго вернулся к начатому роману Невзгоды. Книга была напечатана в 1862 под ставшим отныне знаменитым названием Отверженные (Les Misrables). В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал трактат Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1864), сборник стихотворений Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865), а также два романа – Труженики моря (Les Travailleurs de la mer, 1866) и Человек, который смеется (L'Homme qui rit, 1869).
    После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L'Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L'Art d'tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо. Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).
 Изменить