Сочинения по литературе

Философские мотивы в лирике И.Бунина

0
    При всем обилии написанного И. Бунин остается одним из самых малоизученных поэтов. Социальные аспекты жизни его интересовали меньше, чем проблемы вечные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, беспощадно уходящее время, память как преодоление смерти, о стремлении человека «поймать то неуловимое, что знает только один Бог, - тайну ненужности и значительности всего земного». О философской лирике И.Бунина высказывались больше эмоциями, чем мыслями. Со стихами Бунине выступал редко и мало. В основном он известен как писатель. Его поэзия – область несколько специфическая. Особое место в его творчестве занимала философская тема. Философия жизни выражалась у него в любовной, пейзажной лирике. Многие исследователи отмечали связь его поэзии с символизмом. Но философская лирика И.Бунина имеет ряд существенных отличий. Мотив дисгармонии любви и смерти сочетался со стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия стал этапом к утверждению вечности нетленности природы, в которой заключен источник вечной гармонии и красоты. Человеческий жизнь в этом плане всегда соотносится с общим потоком мирового бытия. Символист – создатель своего пейзажа, который всегда расположен вокруг него. У Бунина есть смирение и целомудрие. Он хочет быть созерцателем. Он благоговейно отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую ему действительность наиболее объективно. Он больше всего боится как-нибудь ненароком «пересоздать» ее. Бунинский пейзаж правдивый, точный, живой. Но от Бунина множественность явлений требует такой же множественности воспроизведений. А это просто неосуществимо. Поэтому чувство Бунина едва обретает возможность выйти наружу. Оно обозначается в мимолетном замечании, намеке, чаще всего – в лирической концовке. Но иногда не бывает концовки. Из свой философской лирики поэт изгнал вычурный лиризм. Это и есть причина того, что Бунина называют холодным. В действительности он не холоден. Он целомудрен. Самобытный стиль Бунина отражают его философские стихотворения: «Одиночество»(1903) и «Детство» (1903-1906), «Ночь»(1901). В стихотворении «Детство» многие исследователи отмечают преобладание описательности, то есть утверждает, что он всего лишь рисует картину за картиной. Но в его стихотворении поражает точность и наблюдательность. Наблюдательность Бунина не бесцельна. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем, питающей его мысль о временах прошедших и грядущих. Главная мысль этого стихотворения – «счастьем дорожить умейте». Это значит, не выдумывая не существующей жизни, видеть, понимать, чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Могучие сосны – символ жизни, вечности, мудрости. Эта красота естественна, неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Живописность картины в этом стихотворении поражает воображение с первых строк:
    Чем жарче день, тем сладостней в бору
    Дышать сухим, смолистым ароматом…
    Природа в этом произведении описана подробно. Она исполнена мощи, великолепия. Поэтому лирический герой дорожит каждым ее проявлением. Он все видит, все запоминает, все бережет в сердце. Каждый, даже мгновенный ее облик полон для него непреходящего смысла. В природе продолжается жизнь человеческая. Бунин создает удивительно поэтические образы:
    И кажется, что пахнет не сосна,
    А зной и сухость солнечного света.
    Эти строчки о солнечном свете в сосновом бору. Свет словно смешался со смоляным ароматом. Сам солнечный луч будто приобрел запах. С такой поэтической точностью, глубокой философией и лиризмом читатель встречается в этом стихотворении. Почему оно называется «Детство»? Ведь ясно, что написано оно взрослым человеком. Он даже не вспоминает о детстве. Он сейчас, в именно эту пору, оказался в лесу. «И чувствую: мне только десять лет» - это нынешнее его ощущение. Но представленный в стихотворении пейзаж – это еще и картина его душевной жизни. Главная мысль стихотворения заключена в следующем: тесное общение с природой делает человека молодым, даже юным. Над ним теряет власть время. Он становится современником и прошедшего, и будущего, потому что отражает в себе красоту вечной природы. Так, лирический герой становится молодым и мудрым одновременно. В 1910 годы в поэзии Бунина основное место заняла именно философская лирика. Вглядываясь в русское прошлое, он стремится уловить некие общие законы развития нации, народов, человечества. В этом смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого – славянского и восточного. Основа бунинской философии жизни заключается в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека. При этом в лирике Бунина этих лет обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, одиночества человека в мире. Одним из лучших стихотворений в русской философской лирике является стихотворение «Одиночество» («И ветер, и дождик, и мгла…»). Перед нами тоскующий образ лирического героя – художника. Ощущение тоски создает череда картин природы: мгла, ветер, дождик, «холодная пустыня воды», «предвечерняя серая тьма», ненастный день, серая тьма, тучи – гряда за грядой. Расставанье происходит не до весны, а навсегда. А след любимой у крыльца уже почти смыт дождевой водой. Его видит только чуткий глаз художника. Ему хотелось крикнуть ей вслед, однако лирический герой удержался. «Но для женщины прошлого нет:/ разлюбила – и стал ей чужой». Безжалостные аналитические слова. Мотив легкости, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной постоянен у Бунина. Конец стихотворения афористичен: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/Хорошо бы собаку купить». Строй предложений прост, выразителен. Гнетущую атмосферу создает метонимия («и ветер, и дождик, и мгла»). Важным с точки зрения философской концепции автора является стихотворение «Ночь»(1901). Первые строки заявляют о заветном стремлении лирического героя: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного». Возникает мотив удивительной звездной ночи. Вселенная находится в благоговении, спокойствии, молчании. Свет звезд здесь контрастирует с сумраком земли. Перед лирическим героем сияют звезды-плеяды: Вега, Марс, Орион. Они мерно восходят над пустыней. А лирический герой очарован звучанием их царственных имен. Они светят много тысячелетий, за это время исчезли, занесены песком были сотни цивилизаций. Песок здесь – своеобразный символ времени. Но на протяжении всех этих веков над миром царила любовь: человеческое находится в неразрывной связи с вечным. Сказочный стеклянный столп воды до горизонта волшебно озаряет небеса. Символические образы, торжественная лексика, мифология создает атмосферу тайны, ожидания откровения. И лирический герой открывает для себя главную истину. Он вспоминает о такой же волшебной ночи, когда он пришел на берег вместе с любимой девушкой. Пусть это лишь мечта, воспоминание, но именно в те мгновения лирический герой любил весь мир для нее одной. Рефрен («Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и тайного») акцентирует внимание читателя на главной мысли стихотворения. В итоге, его любовь к земной девушке органично сливается с вселенской любовью, любовью всех времен. В этом величайшая радость и величайшая мудрость:
    Люблю ее за счастие слиянья
    В одной любви с любовью всех времен!
    Таким образом, философская лирика занимает центральное место в творчестве И.Бунина. Он по-новому, глубоко раскрывает вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Одиночество, неприкаянность человека во времени и пространстве лирический герой преодолевает счастливыми воспоминаниями о гармонии детства, искренней любовью, которая и связывает нас с вечностью.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бунин И.А.

Анализ стихотворений И.А. Бунина «Октябрьский рассвет» и «Голуби». | Сочинение по литературе
Имя И.А. Бунина известно прежде всего как имя прекрасного прозаика. Этот писатель, первый из русских литераторов, получил Нобелевскую премию именно за свои прозаические произведения. Но Бунин писал

Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» | Сочинение по литературе
Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто

Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина. ("Солнечный удар"). | Сочинение по литературе
Мягкий кленовый листок кротко и трепетно возносится ветром и вновь падает на холодную землю. Он настолько одинок, что ему все равно, куда несет его судьба. Ни теплые лучи ласкового солнца, ни

Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга» | Сочинение по литературе
Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: “Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?” Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых строках:

Рассказ И.А. Бунина "Чистый понедельник": герои, их любовь, неожиданность финала | Сочинение по литературе
В искусстве передачи темы любви И.А. Бунин предстает как писатель ошеломительного таланта, как филигранный мастер, психолог, умеющий тонко и точно передавать состояние души влюбленного человека.

Любовь в произведениях И. А. Бунина | Сочинение по литературе
Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл “Темные аллеи” является как бы альбомом, в котором

Истинные и мнимые ценности в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Сочинение по литературе
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. Это было сложное время не только для России, но и для многих других стран. Ведь в эти годы шла первая мировая война. В этот

И. Бунин. Тема любви | Сочинение по литературе
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных,

Мотив любви и смерти в рассказах Бунина | Сочинение по литературе
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Ф. Тютчев Любовь — вечная тема бытия. Каждый

"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) | Сочинение по литературе
В этом рассказе Бунин раскрывает перед нами философию своего героя, у которого даже нет имени. Он безлик. Он уверен, что деньги дают ему право на все: на любовь, на внимание, на подобострастие со

Фото Бунин И.А.

 Изменить 
Бунин И.А.

Бунин И.А. - Биография

 Изменить