Сочинения по литературе

Христианские мотивы в творчестве Булгакова

1
Роман «Мастер и Маргарита» — итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. А.Ахматова после прочтения этого произведения назвала его гением. Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что он включает в себя несколько повествовательных пластов: роман о Москве 30-х годов 20 века и исторический роман о древнем Ершалаиме. С этим связана и сложность жанровой специфики романа. Перед нами сатирический, философский, морально-этический, исторический, бытовой роман. Важнейшей темой книги Булгакова являются размышления о нравственной сущности человека, о природе морального чувства, о высоких духовных идеалах, поэтому тема добра и зла получает свое развитие как в московских, так и в ершалаимских главах. Категории добра и зла в романе составляет диалектическое единство. Булгаков вслед за Гейне, Франсом указывает на их неразрывную связь, но при этом утверждает приоритет добра над злом. К роману предпослан эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эти поэтические строчки напрямую связаны с носителем судьбы Воландом. Ему поручено вернуть Мастера. Возможности этого героя романа не ограничены. Кажется, что он может позволить себе все. Однако на вопрос Левия Матвея, можно ли ему приказывать, Воланд отвечает: «О да!» Таким образом Булгаков подчеркивает, что воплощение злой силы Воланд совершает благо по велению сил добра. Христианский идеал — милосердие, добро, любовь, вера и надежда. Все эти качества нашли отражение в образе Маргариты, «тайной жены» Мастера. Ее бескорыстной и чистой любовью спасен писатель, проявивший малодушие в борьбе с жизненными обстоятельствами. Благодаря милосердию Маргариты спасена Фрида. Доброта наполняет сердце Маргариты, когда она во время погрома квартиры Латунского слышит плач испуганного ребенка. Она останавливается в своем справедливом возмездии и спешит утешить плачущего малыша. Тема греха и возмездия проходит через весь роман. Каждый совершивший греховный поступок, наказан. Так Понтий Пилат, 5 прокуратор Иудии, наказан за свою трусость. Но в христианской философии грех может быть искуплен раскаявшимся преступником. Душевные страдания и бессонница Пилата в течение 12 тысяч лун — наказание героя за его малодушие. Но он, искренне раскаявшийся, получает прощение.


Мастер, создавший гениальный роман об Иешуа Га-Ноцри, прощен благодаря настоящей, спасительной любви Маргариты. Его награда — покой. Интересно в этой теме заявлено окружение Воланда. Это грешники, некогда совершившие разного рода преступления. Так Коровьев — Фагот, наконец получает прощение за неудачный каламбур о тьме и свете и обретает свой истинный облик темно-фиолетового рыцаря. Тот, кто был котом, потешавшим своими проделками свиту Воланда, становится «худеньким юношей демоном-пажом». Кульминационной главой в теме прощения грехов является глава «Великий бал у сатаны». Сюда стекаются со всех сторон преступники разных рангов, лишь раз в год им позволено испрашивать разрешение на прощение. Каждый ждет своего часа. В этой причудливой, фантастической картине скрывается важная философская мысль — грех может быть искуплен, но всякое греховное деяние должно быть наказано. Следует отметить, что для Булгакова особо опасным, разрушительным для человека был грех неверия. Так высокообразованный председатель МАССОЛИТа Берлиоз получает самое страшное наказание — смерть, а в вечности — пустоту. При этом Ивана Бездомного небесные силы щадят. Его грех — грех неведения. Олицетворением истинной любви, веры в «доброго человека», милосердия и сострадания является герой ершалаимских глав Иешуа Га-Ноцри. Пир внешней человеческой обычности, он необычен внутренне. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он их ни повел. Быть верным добру, истине, справедливости — это значит не только не делать зла, не только не предавать добро. Быть верным добру — это значит служить ему, творить его, сеять его вокруг — без устали, до предела сил и жизни. Именно в этом смысл образа Иешуа, идущего по земле с проповедью добра и с верой в то, что можно пробудить в людях доброе, добраться да него.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Сочинение по эпизоду романа «Последние похождения Коровьева и Бегемота» | Сочинение по литературе
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»– произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий

Авторская позиция в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" | Сочинение по литературе
"Мастер и Маргарита" – одно из самых сложных для понимания произведений, оно наполнено символами и образами, не все из которых еще разгаданы. Тем не менее, можно разделить роман, грубо

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером | Сочинение по литературе
Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном

Характеристика образа Коровьева (Фагота) | Сочинение по литературе
Коровьев (Фагот) — один из подручных Воланда. Клетчатая одежда сближает его с традиционным образом Арлекина (мотив шутовства), а также вызывает ассоциации с чертом Ивана Карамазова из

Гелла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Гелла является членом свиты Воланда, женщинойвампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Имя «Гелла» Булгаков

Размышляя над страницами романа «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Михаил Булгаков — знаменитый русский писатель, создавший многие произведения, интересные и по сей день. Этот удивительный человек, к сожалению, умер в 1940 году, оставив на письменном столе роман,

Сатирические образы и роль их в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" | Сочинение по литературе
Мастер и Маргарита сложное и многоплановое произведение. Прежде чем начать рассуждения по теме, хочу отметить, что критика неоднократно отмечала избыточную субъективность булгаков-ского взгляда

Обыватель в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И

Анализ 19 главы 2 части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - выдающееся произведение русской литературы, до сих пор вызывающее споры и разногласия. Кто-то восхищается им, кто-то не принимает. Но уже тот факт, что с

«Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе» | Сочинение по литературе
Главы о жизни Москвы 30-х годов граничат с рассказами на библейские темы (роман, который пишет мастер, интерпретирует известную историю столкновения Иисуса и Понтия Пилата, а также историю жертвенной

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить