Allow cookies in your browser

Человеческие отношения главных героев в романе И. А. Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
Сочинения по литературе

Человеческие отношения главных героев в романе И. А. Гончарова «Обломов»

0
Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что «Обломов» - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта лень Обломова приведет его к какому-либо возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги о любви, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, которые персонифицировались в лице Ильи Ильича, не могли быть совместимы с этим горячим и страстным чувством. Мне кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить.
Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но особенно никому и не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый, ужасный Тарантьев. Но они могли быть, могло их и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы. Однако я ошибалась. Обломов любил и был любимым. Его избранницей стала молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова - его школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Потом интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь. Девушка взялась за перевоспитание ленивого Обломова. То, что он немного опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и зачерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, «голубиное сердце», как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя.

И ради нее он готов был сдвинуть горы. Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич - чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно радовало самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех бывших обидах, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он опасался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, которая была полна красоты, любви и радостных надежд, полна небывалым счастьем. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает.






Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не вернет весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И нынешняя любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась по-дурацки, из-за невыполненного Ольгиного каприза. Однако Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Впоследствии Штольц занимает место в ее сердце. Штольц - светский человек, любовь к нему не является постыдной, а вполне оправданной и принятой миром. Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом - все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, она желает о чем-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. И все же Ольга нашла свою любовь. Хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная, но все же любовь. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, жалел о разрыве. Но постепенно смирился с этим мнением и даже полюбил другую женщину.

Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так хороша, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что захватывало Обломова - ее умелые руки с чрезвычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала женой Ильи Ильича. Любовь между ними была тихой и спокойной, без особой страсти, какая бывает в молодости, без бурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, наученных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше укрепило их отношения. Обломов умер от очередного «удара», но последние годы его жизни были согреты теплом их искренней любви. Я не могу сказать, чья любовь мне ближе. Я бы хотела любви такой же, как у Ольги и Обломова, с такой же общностью интересов, как у Ольги и Штольца, с таким же счастьем в старости, как в Агафьи Матвеевны и Обломова.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Приезд Штольца в дом Обломова | Сочинение по литературе
Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существовании своего друга.

Новый ли человек Штольц? (1) | Сочинение по литературе
Человечество всегда делилось на две половины: на тех, кто «плывет по течению», кто отвечает представлению времени о норме общественной жизни, и тех, кто живет по особым жизненным правилам, кто

Превращение провинциального мечтателя в делового предприимчивого человека | Сочинение по литературе
Какова широта взглядов, такова широта и решений. Н. Чернышевский Русский писатель И. А. Гончаров отразил в своем творчестве жизнь, быт и психологию дворянства в годы,

Может ли быть лишним” хороший человек? (1) | Сочинение по литературе
Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви. А. В. Дружинин Может ли быть «лишним» хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного

Комическое и трагическое в романе И А Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
Центральный роман творчества замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь «Обломова» автор писал больше десяти лет,

Поэтическое миросозерцание Гончарова | Сочинение по литературе
Дарование Гончарова-романиста раскрылось в "Обломове" во всем его богатстве, со всеми его особенностями. Еше Белинский в связи с "Обыкновенной историей" отмечал такую черту

Жанровая колоритность романа | Сочинение по литературе
Необыкновенно яркая жанровая колоритность составляет лучшую часть и самого выдающегося романа Гончарова — «Обломов». Автор не имеет ни малейшей охоты что бы то ни было обличать в Обломовке; ни на

Характеристика образа Мухоярова Ивана Матвеевича | Сочинение по литературе
Мухояров Иван Матвеевич — брат Агафьи Матвеевны Пше-ницыной, персонаж, на первый взгляд, малоприметный, но являющийся важной пружиной в сюжете романа. Читатель узнает о М. от земляка Обломова, Михея

Характеристика образа Штольца Андрея Ивановича | Сочинение по литературе
Штольц Андрей Иванович — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки.

Критика романа «Обломов» И. А. Гончарова | Сочинение по литературе
Мало кто из героев русской лите­ратуры истолковывался столь про­тиворечивым образом, как Обломов. Широко из­вестна точка зрения Н. А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?»), в соответствии с

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить