Сочинения по литературе

Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита»

0
Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни - роман «Мастер и Маргарита» - принес писателю мировую славу. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков затрагивает многие проблемы быта и бытия, напоминает о них людям. Важное место в романе занимают так называемые «ершалаимские» главы. Это вольная интерпретация Евангелия от Матфея. В этих главах раскрываются многие религиозные и нравственные вопросы. Булгаков рисует образ Иешуа - праведника, верящего в то, что «все люди добрые», в каждом человеке есть искра Божья, стремление к свету и истине. Но в то же время он не забывает и о людских пороках: трусости, гордости, безразличии. Другими словами, Булгаков показывает вечную борьбу добра и зла, чистоты и порока. Значение этого романа в романе в том, что писатель расширяет временные рамки действия и тем самым лишний раз показывает, что эта борьба вечна, над ней не властно время. Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно связаны между собой, ни одна из них не может существовать без другой. Поэтому в роман вводится необычный мистический герой - профессор Воланд. Через его поступки и поступки его свиты, которая ставит людей в необычные, нестандартные ситуации, Булгаков высмеивает людские пороки и существующий строй. Именно из-за обличительной и едкой сатиры роман «Мастер и Маргарита» был долгие годы недоступен читателю. В романе прослеживается еще одна тема - художник и власть. Автор нигде не говорит нам, что власть является совершенным злом, не способным к доброму поступку и даже к раскаянию. Но творить добро она не способна. Казалось бы, так мало надо усилий для добра: взять и отпустить невинно оклеветанного человека. («А ты бы меня отпустил, игемон», - говорит Иешуа Пилату, как Булгаков просил Сталина отпустить его, оклеветанного, за границу.) Но Пилат не способен отпустить Га-Ноцри, но может облегчить крестные муки и отмстить предателю. Так Диктатор не отпустил Автора, но даровал жизнь со всеми крестными муками нищеты, отвержения, бесправия. Так всемогущий Воланд не может устроить маленькое земное счастье Мастера и Маргариты, но покарать их обидчиков в состоянии. К чему же приводит взаимоотношение художника с властью? Ответ дан в романе судьбой Мастера и судьбой его героя Иешуа: гибель. Ответ этот подтвердил своей невыдуманной судьбой и сам автор.

В романе находит отражение и тема любви, причем Булгаков пишет о «настоящей», «верной, вечной любви». Встреча с Маргаритой, которую Мастер полюбил сразу же, как увидел, и которая, как оказалось, его-то, неизвестного ей, но любимого всю жизнь, и вышла искать с желтыми цветами в руках, готовая отравиться, если бы встреча наконец не произошла, открывает новый этап в жизни Мастера. «За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» - говорит нам автор. В лице Маргариты он показывает, что перед настоящей любовью не устоят никакие, даже самые могучие, силы. Любовь Маргариты прокладывает дорогу к счастью и вечному покою вместе с любимым человеком. Однако в этом новом идеальном мире меняются лишь внешние атрибуты, но остаются прежними его уединенность, самодостаточность и стремление его обитателей отгородиться от враждебного внешнего пространства. Судьба Мастера во многом схожа с судьбой самого М. Булгакова. Мастер предстает перед нами бессильным, сломленным человеком, не способным бороться против окружающей действительности. В романе показана настоящая трагедия человека, который вложил в свое произведение все свои силы, а это творение не только не было принято, но, более того, было еще и осмеяно. И Мастер сломался, он заболел душевной болезнью, и спасти его мог только вечный покой, дарованный свыше ему и его возлюбленной. Мастер ни на что не дерзает, он боится бессмертия, как изображенный им Пилат. Он не думает о свободе. В нем нет той простой силы, что в его Га-Ноцри. Он предал самого себя - сжег роман. Мастер оказался недостоин своего творения.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Евангельский и демонический миры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Немного найдется в русской литературе романов, которые вызывали бы столько споров, сколько вызвал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературоведы, историки и просто читатели не

Тема власти в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Мы привыкли считать власть и высшие ценности противоположностями. Настоящий Мастер не может быть в гармонии с кесарем. Действительно ли это так? Обратимся к роману «Мастер и Маргарита». Как

Путь «от мщения к прощению» | Сочинение по литературе
Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень долго, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он диктовал своей

Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова | Сочинение по литературе
Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работали историками в музее, оба жили достаточно замкнуто, обе родились не в Москве. Мастер очень одинок и в повседневной жизни, и в своем литературном

Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков

Коровьев Фагот в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре иностранце и бывшем регентом церковного хора. Фамилия Коровьев

СТРАШНОЕ И СМЕШНОЕ В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА" | Сочинение по литературе
И совсем не в мире мы, а где На задворках мира средь тен< Сонно перелистывает лето Синие страницы ясных дней. Н. Гумилев. "Канцона втора Движение событий в романе начинается

Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы | Сочинение по литературе
Свобода. Что мы понимаем под этим словом ? Для каждого она имеет разный смысл, Но я вижу две стороны “свободы” . Первая-это физическая свобода : ты независим в своих движениях . Вторая – это

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо | Сочинение по литературе
Но в этом мире случайностей нет, И не мне сожалеть о судьбе... В.Гребенщиков Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для

Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" | Сочинение по литературе
«… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить