Краткие пересказы произведений

Жизнь прожить

0
Рассказ «Жизнь прожить» показывает отношение людей к природе, войну, как величайшее зло для всего человечества и земли. Имеют здесь место размышления о добре и милосердии.
Дважды Виктор Астафьев в своём рассказе обращается с призывом ко всему человечеству. Даже сама природа просит людей оглянуться и задуматься. Имеет место здесь размышление о черствости людской. Как часто бывает, что мы перестаём вникать в жизнь близких нам людей, не можем ощутить чужую радость и боль, мы черствеем душой, нам становится чуждым слово сострадание. Автора многое роднит с главным героем произведения Иваном Тихоновичем Заплатиным: возраст, место рождения, военные годы. В основу сюжета положена жизнь Ивана Тихоновича. Портрет Ивана и его жены имеют прямую связь с природой. Герои в своём общении используют поговорки и пословицы, что позволяет увидеть в них простых людей.

Иван Тихонович ведёт повествование о своей нелёгкой доле, о голодных тридцатых годах, о войне, смерти родных ему людей. Однако это не вселило в его сердце черствость, он не стал безразличным к чужой беде и горю. Ещё мальчишкой он остался сиротой. Его в свою семью взяла Лелька. Жила семья в бедности. Лелька отличалась своей добротой. Она ухаживала за родителями мужа, любителя выпить, помогала больной сестре, на её руках было пятеро детей и сын - инвалид Борька, которого дважды пыталась убить бабушка. Лелька рано умерла, но дети научились от нее доброте и чуткости.

После войны Иван вернулся с фронта домой. Он смотрел за отцом, Борькой и тяжело раненным братом. К Ивану и его жене тянулись люди, как когда-то к Лельке, которая не отдала его в детский дом.

Сноха Ивана – грубая, вульгарная и развратная женщина, которая не только не проявляет доброты к людям, но и к своей дочери. Она ей нужна лишь для престижа.

Воспоминания Ивана отображают войну, страшную картину боя, где люди лежат как дрова. Эта картина стоит перед глазами Ивана, его волнует судьба внучки Клавы. Ему страшно становится, только от мысли, что это может повториться. Иван не может смириться и протестует против войны. Он думает над поведением дезертира, который дожил до амнистии и приспособился к жизни. Иван не может понять, почему смерть выбирает чаще всего хороших людей.

В рассказе отведено место и экологической проблеме. Не только война губит природу, но и человек своей деятельностью приносит ей вред. Строительство Гидроэлектростанции в Красноярске стало причиной затопления больших площадей земли. Люди вынуждены навсегда оставить родные места, природу, могилы близких. Вся тайга повреждена. Людям, выросшим в тайге, тяжело прижиться в городе.

Так автор показывает единство человека и природы.



 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Астафьев В.П.

Людочка | Краткий пересказ произведения
Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живёт в нем и жжёт сердце. «Может, все дело в её удручающей обыденности, в её обезоруживающей простоте?» Кажется

Печальный детектив | Краткий пересказ произведения
Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги

Весенний остров | Краткий пересказ произведения
Автор плывёт по Енисею, сильной, раздольной реке. Плывет на родину своего детства. Стоя на палубе парохода, слизывая с губ капли брызг, он, как и многие - многие до него, задается риторическим

Пастух и пастушка | Краткий пересказ произведения
По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжёлым облачным бредом проступает хребет Урала, идёт женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У

Прокляты и убиты | Краткий пересказ произведения
Книга первая. Чёртова яма Действие происходит в конце 1942 года в карантинном лагере первого резервного полка, расположенного в Сибирском военном округе недалеко от станции Бердск.

Царь-рыба | Краткий пересказ произведения
Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный

Фотография, на которой меня нет | Краткий пересказ произведения
Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос

Ангел-хранитель | Краткий пересказ произведения
В 1933 году село, где жил мальчик Витя, «придавило голодом». Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек. Пропитание себе добывали, кто как умел. Охотники искали в тайге

Руки жены | Краткий пересказ произведения
Журналист приезжает в деревню, расположенную в уральской тайге, чтобы написать о СтепанеТворогове – «лучшем охотнике Райзаготпушнины». Он восхищён героем своего очерка, но никак не может ничего о нём

Васюткино озеро | Краткий пересказ произведения
Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки

Фото Астафьев В.П.

 Изменить 
Астафьев В.П.

Астафьев В.П. - Биография

    АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).
    В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
    В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
    В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
    Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.
 Изменить