Сочинения по литературе

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей»

0
    Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Елецк Архангельской области. Литературное признание и широкая известность пришли к нему после того, как издательство «Советский писатель» выпустило в 1967 году книгу стихов «Звезда полей». Этот сборник он представил в литинститут как свою дипломную работу, защищенную им 26 декабря 1968 года.
    Ректор института сказал так: «Сегодня у нас не просто защита диплома. Сегодня, у нас праздник. Мы провожаем в большую литературу не новичка, а уже сложившегося поэта, причем, поэта самобытного и талантливого».

    Стихотворение «Звезда полей» наполнено щемящей сердце нежностью, но нежностью какой-то особенной, с оттенком горечи, грусти. «Звезда полей» для лирического героя – это малая родина: «Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью». Словно бы сам останавливаешься на краю и, леденея от холода, заглядываешь в смертную черноту воды, а кругом черная ночь: «Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою».

    Но стихотворение неожиданно подхватывает читателя с грешной земли и возносит его душу к высшему свету. Лирический герой признается, что «в минуты потрясений» он «вспоминал», как где-то «за холмом» «горит» его «звезда», горит для того, чтобы не дать ему пасть духом. Малая родина, «звезда полей», милая сельская глушь для лирического героя – путеводная звезда на трудном жизненном пути. И счастлив тот, у кого в трудные минуты «потрясений» душа открыта для воспоминаний о родном и близком – родине - и умеет согреться ими, словно солнечным теплом.

    Эта «звезда» вознеслась «над золотом осенним», «над зимним серебром». Поэт лаконично, двумя маленькими, но выразительными штришками рисует пейзажную зарисовку, используя метафору «Золото осеннее» - осенний русский чудо-лес; «серебро» - белоснежный, словно блестящими жемчужинками вытканный, зимний покров.

    Русская природа также многолика. Четыре времени года сменяют друг друга, даря природе разный наряд: зеленый, нежный, багряно-золотой, яркий, белоснежный, как убранство девушки-невесты.

    Но настоящая русская душа, при всей своей многоликости (сколько всего намешано в загадочной русской душе), всегда умеет любить свою родину. Пусть ничем не знаменитую, затерянную «среди полей», вдали от шумных, больших городов, но такую милую, такую близкую…

    В одной метафоре – «звезда полей» - соединились воедино какое-то неземное, возвышенной начало («звезда») и что-то вполне земное, осязательное, очень конкретное (поле).

    На память тотчас приходят строчки другого поэта:

    Прекрасны вы, поля земли родной,

    Еще прекрасней ваши непогоды…

    «Звезда полей»… Малая родина… Ничем не прославившаяся в веках сельская глубинка, каких немало в России. Но все равно - «звезда», потому что – родина. У каждого человека на большой планете под названием Земля должна быть такая путеводная звездочка:

    Звезда полей горит, не угасая,

    Для всех тревожных жителей земли,

    Своим лучом приветливо касаясь

    Всех городов, поднявшихся в дали.

    Обращает на себя внимание эпитет «тревожные». Почему поэт называет «жителей земли» «тревожными»? Да потому, что быть «тревожным» означает быть молодым душой, дерзать, искать свою любовь, свой путь в жизни, ошибаться, падать и снова подниматься. Эта «тревога» заставляет человека покидать родину, устремляться в большие, чужие города. Но где бы ни был человек, куда бы не занесла его судьба, у него должна быть своя «звезда», которая даже издалека будет «приветливо» касаться его «своим лучом». Будет освещать непростой жизненный путь, на котором бывает всякое – и плохое, и хорошее.

    Малая Родина занимает в системе ценностей лирического героя особое место. Это опора, нравственный ориентир. Поднимаются и растут города, красивые, большие, они манят к себе, а родина остается:

    … в минуты потрясений

    Я вспоминал, как тихо, за холмом

    Она горит над золотом осенним,

    Она горит над зимним серебром.

    И такая необъятная даль открывается окрест, что уже и не жалко самой души. Все освещено светом одной для всех звезды полей. Но в последней строфе лирический герой неожиданно возвращает нас с той высоты, на которой мы парили, на землю, в реальность, на поле, в заледенелую мглу:

    Но только здесь, во мгле заледенелой,

    Она восходит ярче и полней…

    Вспоминаются слова, сказанные одним героем старого, доброго фильма: «Нигде, ни в одном городе мира, звезды не светят так ярко, как в городе твоего детства». У себя на родине человек может почувствовать настоящую, глубинную связь с родной землей и насладиться близостью к ней.

    Полынью и полней… Словно эхом, отразившимся от студеной воды, повторяется рифма, зародившаяся там, на краю заснеженного поля, в начале пути Рубцова. Того пути, нравственный смысл которого состоит в том, что Рубцов обретал моральное право на ту строку – завещание, которая выбита друзьями на его надгробии: «Россия, Русь! Храни себя, храни!».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

алина

ни чем не помогло
22.04.19

курапатка3000;

нечем не помогло
12 hours ago

Аноним

Так себе
19.03.18

Единорожинька

В атаку!!!
07.03.18

Идинрожинька

Вперед мои братья идинороги!!!!!!
07.03.18

Даня

спасибо
02.05.17

лайк

круть
27.04.17

Ещё Рубцов Н.М.

Философская лирика Н. Рубцова | Сочинение по литературе
Творчество Н. Рубцова многогранно. В своих стихотворениях поэт говорит о любви, дружбе, природе, творчестве. Также поэт поднимает вечные вопросы жизни. Проявляя интерес ко дню бегущему, Рубцов

Анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина» | Сочинение по литературе
В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что

Тема русской природы в лирике Н. Рубцова | Сочинение по литературе
Тематика лирических произведений Николая Рубцова широка. Он размышляет над философскими проблемами, пишет о дружбе, о ремесле поэта, о родной природе. Чувство родины – главное для

Тихая моя родина... | Сочинение по литературе
Неожиданно для себя я открыла поэзию Николая Рубцова, когда смотрела один фильм, — к сожалению, не помню его названия. Но в памяти осталось следующее: девушка читает стихи, держа в руках раскрытую

Тема родины в поэзии Н. Рубцова | Сочинение по литературе
Тема родины занимает особое место в творчестве Николая Рубцова. Знаменательным в нем является образ современной русской деревни – колхозной, вымирающей, разрушающейся. Вполне узнаваемые детали

Символика в лирике Н. Рубцова | Сочинение по литературе
Николай Рубцов был одним из самых значительных поэтов своего времени. Его поэзия проникновенна, в ней чувствуется настоящая жизнь, подлинность чувств. Поэзия Рубцова по-своему сложна, в ней скрыт

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.Рубцова («С.Есенин», «Приезд Тютчева», «Я люблю судьбу свою») | Сочинение по литературе
Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел. Необычен и иногда неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Перед нами открывается окружающий мир, не срисованный с натуры, а пропущенный через

Размышления о творчестве Николая Рубцова (1936-1971). | Сочинение по литературе
Николай Михайлович Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области, расположенном на берегу Северной Двины. Ему было пять лет, когда началась Великая Отечественная война. Н. Рубцов оказался в

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонёк» | Сочинение по литературе
Стихотворение «Русский огонёк» Николай Михайлович Рубцов написал после военной службы. Тогда он по-настоящему проникся искренней любовью к Родине, так как сам вырос без родителей, в детском доме.

Тема дружбы в творчестве Н. Рубцова | Сочинение по литературе
Читая Николая Рубцова, невольно удивляешься таланту и самобытности его поэзии. Читаешь и удивляешься: как послушны поэту слова, как естественно складываются они в строчки, а строчки плавно переходят

Фото Рубцов Н.М.

 Изменить 
Рубцов Н.М.

Рубцов Н.М. - Биография

    РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936–1971), русский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.
    Печатался с 1962. Опубликовал сборники Лирика (1965), Звезда полей (1967), Душа хранит (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы (1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» – стих. Подорожники), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» – стихотворение Я переписывать не стану). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» – стихотворение Ночью на родине). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет…»), Тихая моя родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), Вечернее происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения Видение на холме, О Московском Кремле и др.), встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, Последняя осень – о Есенине, Сергей Есенин, Последняя ночь – о Д.Б.Кедрине, и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами. Умер Рубцов в Вологде 19 января 1971.
 Изменить