Сочинения по литературе

А. П. Чехов - Шекспир xx века

    Антона Павловича Чехова всю жизнь мучили проблемы нравственности. Этика — эта вершина философии — пронизывает все его творчество.
    Олег Ефремов.

    Чехова иногда называют Шекспиром XX века. И это действительно так. Его драматургия, подобно шекспировской, сыграла в истории мировой драмы огромную поворотную роль.
    Разумеется, новаторство драматургии Чехова было подготовлено поисками и открытиями его великих предшественников, драматургическими произведениями Пушкина и Гоголя, Островского и Тургенева, на добрую крепкую традицию которых он и опирался. Чехов блестяще показал, как в пошлой среде мельчает, искажается любое человеческое чувство, как калечатся человеческие души, как чувства превращаются в абсурд, как будни убивают праздники. Драматург смеялся над человеческой несуразностью, жизненными коллизиями, но смехом не убивал самого человека.
    Наступали новые времена. Россия стояла на пороге мучительных перемен. И Чехов, как никто, чувствовал это. С этой новой атмосферой общественной жизни связано рождение зрелой драматургии Антона Павловича.
    “Чайка” — пьеса и о людях искусства, и о муках творчества, и о беспокойных, мятущихся молодых художниках, и о самодовольно-сытом старшем поколении, стремящемся сохранить завоеванные позиции. Это пьеса о любви, о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании, о жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса о мучительных поисках истинного смысла жизни. Все герои пьесы одинаково значимы. И все одинаково несчастны. Между ними нарушены контакты, каждый существует сам по себе, в одиночку, не способен к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимы. Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева, он не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее. Аркадина из последних сил удерживает Тригорина возле себя, хотя любви между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Медведенко — от черствости Маши...
    Невозможность понять друг друга оборачивается равнодушием и черствостью. Так, бездушно предает Треплева Нина Заречная, бросаясь вслед за Тригориным в поисках “шумной славы”. Вся пьеса проникнута томлением духа героев, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, всеобщей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек — известный писатель Тригорин — и тот не удовлетворен своей судьбой, сомневается в собственном таланте и тайно страдает. Вдали от людей он будет молчаливо сидеть с удочками у реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастлив и одинок.
    Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Только через страдания приходит Нина Заречная к простой мысли о том, что главное — “не слава, не блеск”, не то, о чем она когда-то мечтала, а “умение терпеть”.
    В пьесе “Дядя Ваня” практически нет событий. Самое заметное происшествие — это приезд столичной профессорской четы Серебряковых в старое запущенное имение, где привычно живут и устало трудятся дядя Ваня с племянницей Соней. Прогулки по траве и разговоры о потере смысла жизни соседствуют с заботами о покосе, воспоминания о прошлом перемежаются рюмкой водки и треньканьем гитары.
    Казалось бы, мирное и спокойное течение жизни, но какие страсти бушуют в душах героев. В замедленном ритме летнего деревенского обихода постепенно, изнутри, назревает драма. В душную грозовую ночь, во время бессонницы, когда Войницкий вдруг ясно понимает, как глупо “проворонил” свою жизнь, бросив ее под ноги дутому кумиру Серебрякову, которого двадцать пять лет почитал за гения.
    Прозрение и “бунт” дяди Вани обозначает одновременно и болезненный процесс ломки старых авторитетов в русской действительности.
    Как прожить остаток жизни, перенести теперь “испытание буднями”, теперь, когда человек лишен цели и смысла жизни, “общей идеи”? И что делать, когда кумир оказывается ложным? Как начать “новую жизнь”? Вот в чем истинная “вне-событийная” драма Войницкого. Это драма “внеличного” характера, потому что не в Серебрякове же, в конце концов, все дело. Дело в том, что обваливается, рушится весь старый мир, и трещины его проходят через человеческую душу.
    Последнюю свою пьесу, “Вишневый сад”, Чехов завершил на пороге первой русской революции, в год своей ранней смерти. Название пьесы символично. И действительно, думая о гибели старого вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он мысленно представлял себе “всю Россию” на сломе эпох. Дело не только в продаже имения и приходе нового хозяина: уходит вся старая Россия, начинается новый век. Чехов относится к этому событию двойственно. С одной стороны, исторический слом неизбежен, старые дворянские гнезда осуждены на вымирание. Приходит конец, скоро не будет ни этих лиц, ни этих садов, ни усадеб с белыми колоннами, ни заброшенных часовен. С другой стороны, смерть, даже неизбежная, всегда трагична. Потому что умирает живое, и не по сухим стволам стучит топор.
    Пьеса начинается с приезда Раневской в свое старинное родовое имение, с возвращения к вишневому саду, который шумит за окном весь в цвету, к знакомым с детства людям и вещам. Здесь прошло их детство, здесь жили их родители, здесь жили их деды и прадеды. Но денег нет, праздность и лень не дают возможности поправить дела, все идет, как идет. Потеря вишневого сада для Раневской и Гаева не только потеря денег и состояния. Они никогда не заботились о хлебе насущном, они так воспитаны. В этом сказывается и барская беспечность, и легкомыслие людей, которые никогда не знали труда, не ведали цену копейки и как она достается. Но в этом же проступает и их удивительное бессребреничество, презрение к меркантильным интересам. И потому, когда Лопахин предлагает им, чтобы спастись от долгов, отдать вишневый сад в аренду под дачи, Раневская с презрением отмахивается: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”.
    Имение продано. “Я купил!” —торжествует новый хозяин, гремя ключами. Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду. Но в высший момент торжества этот “интеллигентный купец” неожиданно чувствует стыд и горечь свершившегося: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада — в сущности, “ненужная победа”.
    Так Чехов дает почувствовать текучесть, временность настоящего: приход буржуазии — нестойкая, преходящая победа. Настоящее как бы размыто и со стороны прошлого, и со стороны будущего. Старые люди, как старые вещи, сбились в кучу, о них спотыкаются, не замечая их.
    Через все драматические произведения А. П. Чехова проходит единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенции начала века.
    Любимые чеховские герои — Треплев, Нина Заречная, Астров, дядя Ваня, Соня, Раневская — это люди особой породы, особого склада. Интеллигенты, способные выйти за рамки своего времени, они становятся героями надличного сознания, для которых поиски смысла жизни и правды оказываются важнее практических целей и борьбы за них.

Ещё Чехов А.П.

Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» | Сочинение по литературе
Вишневый сад – прекрасное творение природы и рук человеческих. О цветущем вишневом саде сказано в описании обстановки первого действия. О его красоте говорят уже в начале пьесы. Тут же Гаев

Проблематика рассказов А.П. Чехова | Сочинение по литературе
«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных

От Старцева... к Гурову | Сочинение по литературе
(От духовной деградации к возрождению героя) То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние человека. Влюбленность показывает человеку, каким он

Истолкование рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» | Сочинение по литературе
Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Ироническая заметка из Записной книжки А. П. Чехова Истолкование — я, ср. Действие по знач. глаг. истолковать. .. Такая характеристика слова

Чем мне понравилась пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» | Сочинение по литературе
«Вишневый сад» - последнее произведение А.П. Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные поиски. Главную сюжетную линию пьесы автор обозначил самим заглавием

Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») | Сочинение по литературе
«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных

Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.П.Чехов. «Невеста».) | Сочинение по литературе
Всем известно, как одна небольшая художественная деталь может преобразить литературное (и не только литературное) произведение, придать ему особое обаяние. Входят в реальность нашего времени такие

К чему стремятся и в чём разочаровываются героини пьесы А.П.Чехова «Три сестры»? | Сочинение по литературе
«Три сестры» - первая пьеса Чехова, написанная специально для Художественного театра по настоятельной просьбе его руководителей. Ни в одной из предыдущих пьес не разворачивал автор с такой свободой

Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» | Сочинение по литературе
Тема “Вишневого сада” — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы — передовой

Анализ второй главы рассказа А.П.Чехова «Ионыч» | Сочинение по литературе
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» повествует о трагическом превращении человека в обывателя. Произведение имеет четкую композицию (оно делится на пять частей), которая помогает передать постепенную

Чехов А.П.

Чехов А.П. - Биография

    (1860 — 1904), прозаик, драматург
    Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
    В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
    Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 — 85).
    В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина — все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу "Остров Сахалин" (1893 — 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № б". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др. В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер. В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 — 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса. В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.