Сочинения по литературе

Мильон терзаний

    Разъезд гостей как будто возвращает нас к началу III действия: Хрюмина презирает всех; Наталья Дмитриевна дрессирует мужа; Тугоуховские щебечут... Все входит в берега, но чутв больше злости у Хрюминой, откровеннее уныние Горича, солдафонство Скалозуба, нищета Тугоуховских, властность Хлестовой. Чацкий слышит в их словах о себе «не смех, а явно злость». На первый взгляд, Чацкого в сенях фамусовского дома остановил случай: «Кучера-с нигде, вишь, не найдут». Но в великих произведениях все «случайности» неслучайны. «Дым надежд» рассеялся. «И пусто, и мертво» — вот причина непривычной неподвижности Чацкого. Ехать некуда, хотя «не ночевать же тут».
    И как подтверждение этой безысходности появляется Репетилов, представляющий тот круг Москвы, в который как будто мог бы войти Чацкий: «общество и тайные собранья... Секретнейший союз». Но и там его не ждут.
    Слух о собственном сумасшествии, достигнув ушей Чацкого, рождает в нем горечь. Но это не последний и не самый сильный для него удар. Чацкого продолжает волновать вопрос: «А Софья знает ли?» Он предполагает в ней равнодушие к себе, но не коварство, «нерв, избалованность», но не слепоту. Но увидев Софью, зовущую Молчалина, Чацкий сам готов верить слуху о себе: «Не впрямь ли я сошел с ума?»
    Еще один удар для Чацкого — «решение загадки», кого любит Софья, бешенство при мысли: «Вот я пожертвован кому!» Но с появлением Фамусова Чацкому суждено еще узнать, что Софья «сама его безумным называла». Последний монолог Чацкого, отрезвившегося наконец, полон гнева, страдания и сарказма.
    Проследив, как меняются интонации, лексика монологов Чацкого от I к IV действию, мы убеждаемся, что наш герой избавляется от иллюзий, но не от своих идеалов. Он не отказывается от искренности, прямоты, свободомыслия. Для него все более нестерпимы лицемерие и рабство. Чацкий все настойчивее защищает благородство, независимость, истинность чувств. Наконец, Чацкий теперь трезво и точно «в лицо» знает своих врагов. Он человек декабристского типа («разрыв с министрами», антикрепостничество и т.д.), его обвинения становятся все более остры и все больше тревожат фамусовский дом.
    Чацкий — герой трагический, попавший в комедийную ситуацию. Он может казаться смешным фамусовской Москве, но не зрителю. Не обретая свободы, он не уступает обществу своего желания прорваться к ней. Неудачи Чацкого — признак его неотступного стремления сохранить верность своим идеалам. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой», — писал И.А. Гончаров через несколько десятилетий в статье «Мильон терзаний», посвященной «Горю от ума».
    Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И они объявляют благородство безумием, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. Высокие порывы кажутся неестественными в этом обществе, нелепыми, даже смешными. Смесь страха и желания потешиться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: «С ума сошел!» Это поединок не новый, но и не стареющий. Безумным в Эльсиноре был объявлен Гамлет. Безумным был назван П.Я. Чаадаев, философ и друг Пушкина. И в дальнейшем русская литература не раз возвращалась к теме благородного трагического безумия. В «Красном цветке» Гаршина в сумасшедшем доме оказывается человек, решившийся на подвиг, на самоотречение в борьбе со злом. В «Палате № 6»
    Чехова жажда справедливости была заперта в доме умалишенных. Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой.

Ещё Грибоедов А.С.

В чем смысл названия комедии "Горе от ума" | Сочинение по литературе
У Александра Сергеевича Грибоедова, русского писателя и музыканта, есть множество прекрасных произведений, но самое известное - это комедия, которая называется «Горе от ума». Интересное название, не

Общество и личность. Комедия «Горе от ума» | Сочинение по литературе
Говорят, что сильные люди часто бывают одинокими. Я согласна с этим мнением. На мой взгляд, между сильным человеком и обществом практически всегда возникает непонимание. Сильного человека также

Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» вариант 2 | Сочинение по литературе
Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми

Сопоставление образов Чацкого и Базарова по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Во многих литературных произведениях нам встречается образ «лишнего» человека, не признающегося обществом. Именно такой образ дали Александр Сергеевич Грибоедов своему герою Александру Чацкому, и

Александр Сергеевич Грибоедов - студенческие годы | Сочинение по литературе
В студенческие годы началось и увлечение Александра Сергеевича театром и литературой. В пансионе и университете издавался рукописный журнал, существовали литературные кружки, устраивались

Политические Взгляды и настроения Грибоедова | Сочинение по литературе
И в Петербурге, и в Москве Грибоедов наблюдал те противоречия между двумя складывавшимися в дворянском обществе — прогрессивным и реакционным — лагерями, столкновение которых легло позднее в основу

Описание женских персонажей в комедии Грибоедова | Сочинение по литературе
Женских образов в комедии Грибоедова необычайно много. Все они служат для выполнения стоявшей перед автором задачи, заключавшейся в том, чтобы как можно полнее отразить эпоху со всеми ее

Драматургическое мастерство Грибоедова | Сочинение по литературе
А. С. Грибоедов разработал целую систему драматургических приемов, которые были призваны создать в пределах художественной сценичности иллюзию живой действительности. После стремительно

Литературно эстетические позиции Грибоедова | Сочинение по литературе
Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, Александр Сергеевич Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлениям русского духа».

Москва Грибоедова и Пушкина | Сочинение по литературе
Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведений связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города,

Грибоедов А.С.

Грибоедов А.С. - Биография

А.С.Грибоедов весьма многогранная, очень интересная и невероятно талантливая личность. Мы знаем его как великолепного поэта, но также Александр был превосходным музыкантом, драматургом и дипломатом. Огромную популярность и даже, бессмертие автору принесла Грибоедову великолепная комедия, известная каждому и сегодня – «Горе от ума».

Родился будущий писатель 15 января 1790 года в городе Москве. Отец его был майором в отставке. В биографии этой великой личности кроется масса всевозможных тайн и загадок. Мало кому известна точная дата рождения Александра, так как многие считают, что он был рожден 4 января 1795 года.

Его отец был малограмотным человеком. Воспитанием всех детей семейства занималась исключительно мать, которая на то время была всем известной великой пианисткой и просто знатной особой. Только благодаря ней у автора было прекрасное образование, полученное на дому.

Уже в 13-летнем возрасте мальчик становится кандидатом словесных наук.

В студенческие годы был сильно увлечен литературой и являлся постоянным участником всевозможных литературных собраний. Именно в это время Александр творил свои первые шедевры.

Очень странным оказался тот факт, что молодой и очень образованный человек выбрал карьеру военного. В 1812 году, когда началась Отечественная война, жизнь писателя сильно изменилась. Он был в составе полка великого и известного в то время графа Салтыкова. После того, как известному человеку не удается принимать активные боевые действия, он уходит в отставку.

В 1817 году Грибоедов переезжает в Петербург, где занимает должность члена коллегии иностранных дел. Благодаря своему увлечение не только литературой, но и театром, Александр знакомится со многими известными личностями.

В 1823 году, после долгих скитаний, автор возвращается на родину и принимается за активную работу над комедией. Для того чтобы его великое произведение вышло в печать, он снова вынужден ехать в Питер.

30 января 1829 года на посольство России совершили нападение, вследствие чего, героически защищаясь от нападающих и погиб великий человек.