Вопросы и Ответы

Как формируется цена на гобелен

0

Гобелен (от французского gobelin) или шпалера — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды — прообразы современной шпалеры.

Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, греков, персов, скифов. Когда-то гобелен был преимущественно функциональной частью интерьера, например служил навесом и утеплителем помещений, а заодно и декоративным украшением — настенным ковром, панно. В отдельных случаях гобелен заменял стены. Шатры кочевников — хороший тому пример.

В Средние века широкое распространение получило искусство тканых шпалер, неотъемлемого элемента рыцарских замков. Самые ранние шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранять в них тепло.

Средние века в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель. Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные мастерские. Шпалеры вошли в моду, ими декорировали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Интереск шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы шпалер писали Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк.

В XVII веке Людовик XIV купил ткацкую и красильную мастерские и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру». Ее главным зданием стала бывшая мастерская известных с XV века красильщиков Гобеленов (Gobelins). Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника на специальных ручных станках. Высокие художественные достоинства гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами сделали их настолько популярными, что так стали называть вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и европейских стран, а в XIX веке — вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (гобеленовые ткани).

Гобелены обычно изготавливаются одиночные или комплектами. Комплект гобеленов — это группа индивидуальных гобеленов, схожих по сюжету, стилю и изделию, предназначенных для вывешивания вместе. Проектирование комплектов получило наибольшее распространение в Европе, начиная со Средних веков вплоть до XIX века. Комплект XIX века «Жизнь Луи XIV», разработанный королевским художником Шарлем ле Бруном, включал в себя 14 гобеленов и 2 дополнительные вставки. В XX веке число составных частей комплектов было значительно меньше. К примеру «Полинезия», дизайн которой принадлежит современному французскому художнику Генри Матиссу, состоит лишь из двух частей, и «Мон-Сан Мишель», сотканный на основе картона современным гравером и скульптором Генри-Джорджи Адамом, является триптихом (состоит из 3-х вставок). Вплоть до XIX века в Европе гобелены обычно заказывали комплектами. Обычно заказ включал в себя не только настенные украшения, но также гобеленные ткани для обивки мебели, покрытия кушеток, создания балдахинов для кроватей и другие предметов интерьера. Однако большинство западных гобеленов использовалось как средство мобильной монументальной декорации для больших архитектурных поверхностей.

Позднее появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке — и вертикальном — на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение объёма.

Изображение копировалось с картона — подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько гобеленов, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.

В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.

Машинные гобелены — это произведение искусства, только уже искусства XXI века — включающее в себя как и традиционную живопись эскиза, так и современную компьютерную графику, позволяющую передать на текстильном полотне подлинное дыхание задуманной художником картины.

Настоящая разница между машинным гобеленом и «ручным» гобеленом — это очень короткий срок производства и 100% схожесть с оригинальным эскизом (чего невозможно добиться при ручном ткачестве).

Как формируется цена на гобелен?

На создание дизайна гобелена может уйти два-три месяца. Это длительный и трудоёмкий процесс переноса эскиза (или фотографии) в цифровую графику с последующей обработкой изображения и компьютерной настройкой жаккардового плетения. Чтобы добиться нужного оттенка цвета, дизайнер тестирует множество вариантов сотканных по его настройкам шкал цветов из нитей различных составов. В производстве гобеленов используются самые высококачественные и, самые дорогие нити, чтобы сотканный гобелен как можно дольше хранил свою первоначальную форму и свои цвета.

Какой должен быть уход за гобеленами?

Рекомендуется чистить гобелены в химчистке 1 раз в 10 лет. Никакого другого ухода не требуется. Что касается выгорания на солнце, то гобелены, благодаря высокому качеству используемых нитей, не подвержены воздействию солнечных лучей

YouTube

 Изменить 

Ещё Как формир

Как формируется цена на гобелен | Вопрос и Ответ
Гобелен (от французского gobelin) или шпалера — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный

Как формируются земельные отношения | Вопрос и Ответ
Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского

Как формировать якобинию | Вопрос и Ответ
Вырастить обильноцветущую якобинию (Jacobinia carnea) не сложно. Родина якобинии — влажные леса Бразилии. Там царит вечное лето. Обеспечьте растению светлое место при температуре не ниже

Как формируется имидж у человека | Вопрос и Ответ
Имидж (от англ. image — «образ», «изображение», «отражение», «идол») — искусственный образ, формируемый в общественном или

Как формировать ногоплодник | Вопрос и Ответ
Ногоплодник — Podocarpus Родина вечнозеленого двудомного хвойного дерева — южная часть Японии и Китая. Растение имеет кожистые ланцетные широкие листья до 17 см длиной,

Фото Культура и искусство

 Изменить 
Как формировать ногоплодник