Вопросы и Ответы

Существует ли канонизация святых в Армянской апостольской церкви

0

Канонизация (от греч. κανονιζω — регулировать, определять, узаконивать) — в ряде исторических церквей (православной и католической): чин прославления подвижника в лике святых, процесс причисления кого-либо к лику святых. Через причисление к лику святых церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

В православии

В практике православных церквей органом, полномочным прославлять то или иное лицо в лике святых, является обычно высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный собор или Синод.

Общие правила, которыми с самого начала руководствовалась Русская православная церковь при канонизации своих святых, были следующие. Главным основанием, по которому начиналось дело опричислении того или иного подвижника к лику святых, служил дар чудотворений, проявленный при жизни или смерти, а также (не всегда) — нетление телесных останков.

Сама канонизация имела три вида. Подвижники благочестия признавались святыми:

  • местными в узком смысле слова, в монастырях или иногда в приходских церквах, где находились их останки;
  • местными в широком смысле слова, т.е. чтимыми в целой епархии или, по крайней мере, в епархиальном городе;
  • общецерковными.

Право канонизации местночтимых святых принадлежало епархиальному епископу, со времени ведения чина митрополита (позже — патриарха) всея Руси право признания общецерковными святыми — самим митрополитам или патриархам, при участии собора русских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным или пришлым населением и лично или через доверенных удостоверившись в действительности чудес (а часто — и в нетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в котором или близ которого находились телесные останки почившего; затем устанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование его памяти в день его кончины или открытия мощей, составлялась особая служба (большей частью — с каноном и акафистом) в честь святого, а также его житие с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковных властей. Одновременно износились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особом украшенном гробе — ракé, открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т.е. под полом храма.

С начала существования Русской церкви выделяют несколько периодов в истории канонизации:

  • до 1547 г.;
  • соборы 1547 и 1549 гг.;
  • с 1549 г. до учреждения Синода;
  • от учреждения Синода до восстановление патриаршества;
  • современный период.

До 1547 г. было канонизировано в разное время всего 68 святых, из них сначала лишь семь в качестве святых всей Русской церкви (св. Борис и Глеб, Феодосий Печерский, митроп. Петр и Алексий, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский). Пред самым собором 1547 г. было причислено к лику святых всей церкви еще 15 святых. Остальные 46 святых до 1547 г.оставались местночтимыми. О первой русской канонизации (Бориса и Глеба) рассказывают еще Иаков-мних и Нестор. Княгиня Ольга, хотя мощи её из могилы перенесены в церковь ещё при Владимире святом, и сам Владимир, хотя оба назывались ещё в древности равноапостольными, были канонизированы позднее: Ольга — в период еще домонгольский, Владимир — не раньше 1240 г., когда ему было воздано чествование в Новгороде.

На московских соборах 1547 и 1549 гг. по инициативе Иоанна IV и митрополита Макария было одновременно канонизовано 39 святых: из прежних местночтимых святых причислено к лику святых всей церкви — 23, местночтимыми признано 8, впервые признаны святыми всей церкви 7 и местночтимым — 1. Обоими соборами канонизация производилась «со всяким тщанием и испытанием о чудесах», совершённых канонизуемыми. С 1549 г. до учреждения Синода в таком же порядке было канонизировано 132 святых, скончавшихся, большей частью, задолго до канонизации — в XV, XIV, XIII и даже XII в.

Кроме причисления к лику святых, местночтимых или общецерковных, на Руси имело место молитвенное почитание усопших подвижников благочестия вне канонизации. Над могилами таких чтимых народом подвижников воздвигались часовни, а если они погребены были в самой церкви, то над местом погребения — особый катафалк.

Со времени учреждения Синода для общецерковного чествования были канонизированы святыми: Феодосий Тотемский; Димитрий, митрополит ростовский; Митрофан, епископ воронежский; Иннокентий, епископ Иркутский, и Тихон, епископ Воронежский. Каждая из этих канонизаций совершена на основании исследования о чудесах этих святых, произведенного на месте не местным епископом, но особым комитетом из лиц, избранных св. Синодом.

Современный период начался канонизацией двух подвижников на Поместном соборе 1917–1918 годов: священномученика Иосифа Астраханского и святителя Софрония Иркутского. Этот же собор возобновил празднование дня Всех святых, в Земле Российской просиявших. Уже во время заседаний собора Русская Православная Церковь вступила в новый период — десятый век своего исторического бытия она ознаменовала подвигом мучеников и исповедников, число которых превзошло количеством первые три века бытия Вселенской Церкви.

Несмотря на тяжелые условия жесткого контроля за всеми сторонами деятельности Церкви в эпоху гонения, она и в это время осуществила ряд канонизаций. По прошению Японской Православной миссии в 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, а по прошению Американской Православной церкви в 1977 г. был прославлен равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский. Ряд русских святых был прославлен другими поместными церквами, и имена этих подвижников были внесены в Месяцеслов Русской Православной церкви: в 1962 г. — праведный Иоанн Русский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский.

В мае 1981 г. начала деятельность Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Трудами этой группы была подготовлена канонизация девяти подвижников Русской Православной церкви, которые олицетворяют собой основные типы святости, существующие в Православной церкви: благоверного великого князя Димитрия Донского (1340–1389), преподобного Андрея Рублева (1360 — 1-ая пол. XV в.), преподобного Максима Грека (1470–1563), святителя Макария Московского (1482–1563), преподобного Паисия Величковского (1722–1794), блаженной Ксении Петербургской (XVIII — нач. XIX в.), святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867), святителя Феофана Затворника (1815–1894), преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществлённая Поместным собором в июне 1988 года, начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной церкви нового времени.

На Поместном соборе 1988 г. было также определено: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

Исполняя это определение, Священный Синод на заседании 11 апреля 1989 года образовал синодальную Комиссию по канонизации святых и дал председателю Комиссии полномочие «привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви». Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры. Свои заключения Комиссия представляет либо Патриарху Московскому, либо Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному собору — Согласно Уставу Русской Православной церкви прославление подвижника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого — Архиерейского или Поместного собора.

Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 года: «… инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему преосвященному. Архиерей на месте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о святости подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результаты работы представляет либо Патриарху, либо непосредственно в Комиссию. Сама синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.

Определением Архиерейского собора 1992 года предписывалось: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии но канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии».

Канонизация новомучеников и исповедников Российских XX века была осуществлена Архиерейским юбилейным собором в августе 2000 года. К лику общецерковных святых причислены мученики и исповедники, чьи имена и подвиг на тот момент времени был изучен (таковых оказалось 1097 человек). Процесс этот продолжается и до сегодняшнего дня.

В католичестве

По правилам католической церкви процесс причисления к лику святых обычно начинается не ранее, чем через пять лет после смерти человека. Наряду с канонизацией различают также беатификацию — причисление к лику блаженных. Со времени папы Александра III (1181 г.) канонизация всех святых в католической церкви стала исключительной прерогативой папской власти. Папа Иннокентий III в 1215 г. узаконил, как необходимое условие канонизации, удостоверение через назначенных папой лиц в нетлении тела предназначенного к канонизации лица. Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой римским Урбаном VIII.

В Армянской церкви

В Армянской апостольской церкви святые признавались святыми по факту и исторической памяти о их духовном подвиге. Специальный чин канонизации отсутствовал. Если в церкви по отношению к некоему человеку существовало устойчивое мнение, что он святой, он почитался как святой. К числу общих с другими историческими церквами святых в Армянской церкви относится весь сонм угодников Божиих, прославленных до Халкидонского собора 451 г. Одним из святых, наиболее почитаемых в Армении и включенных в святцы Русской православной церкви, является Григорий Просветитель. Перечень официально признаных святых Армянской церкви, чьи имена перечислены в календаре и поминаются на богослужениях, закрыт еще в XIV веке. Последним был прославлен Григор Татеваци.

В протестантизме отсутствует чин канонизации. В литургических церквах (англиканстве и лютеранстве) остались следы культа святых: так, в англиканском церковном календаре отмечается память некоторых общехристианских подвижников, почитаемых святыми в православии и католицизме, и отдельных деятелей периода Реформации и последующего времени — Мартина Лютера, Карла I Стюарта и др. Церкви называются (посвящаются) именами святых, но призывание их в молитвах отвергается как «римское учение». Существует лютеранский список святых — перечень христианских богословов, которые жили до Реформации, однако являлись авторитетами для составителей догматической Книги Согласия. Им не поклоняются, однако на их труды ссылаются для толкования спорных и темных мест христианского учения. В церквах-наследницах радикальной Реформации святыми считаются все члены поместных общин, «омытых кровью Христа и освященных в Нём», а память об апостолах, просветителях, наставниках и мучениках за веру сохраняют в церковном учении и литературе. Как утверждают отечественные баптисты, «мы ... с уважением относимся ко всем христианам, явившим в своей жизни пример служения Христу, в какое бы время они ни жили и к какой бы церкви ни принадлежали. Это относится и к тем благочестивым христианам, которые причислены православной церковью к “лику святых”» [1].

YouTube

 Изменить 

Ещё Существует

Существует ли срок давности для исполнения постановления о назначении административного штрафа | Вопрос и Ответ
Если в отношении лица вынесено и вступило в законную силу постановление о назначении административного штрафа, то по истечении двух лет его можно не исполнять. Законным основанием здесь является

Существует ли список торговых правил необходимых для успешной торговли на Форексе | Вопрос и Ответ
40 классических торговых правил, проверенных временем необходимых для выживания трейдера Правило № 1. Планирование торговли. Необходимо торговать заранее составленные планы. Торговля

Существует ли запрет курения в нежилых помещениях многоквартирного дома | Вопрос и Ответ
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в

Существует ли снежный человек | Вопрос и Ответ
Снежный человекСнежный человек (йети, сасквоч, бигфут) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его

Существует ли административная ответственность за отсутствие талона о прохождении ГТО в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля | Вопрос и Ответ
Согласно пункту 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, талон о прохождении государственного технического осмотра должен был размещаться в правом нижнем углу ветрового

Существует ли синяя клубника | Вопрос и Ответ
На китайских сайтах можно встретить семена клубники с этикетками, где нарисована синяя клубника. На самом деле такой клубники не существует. Откуда такое изображение тогда? Возникает вполне

Существует ли поверхность с одной стороной | Вопрос и Ответ
Лист Мёбиуса, лента Мёбиуса (Википедия) - топологический объект, простейшая односторонняя поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края.

Существует ли порядок предъявления претензии в Гражданском процессуальном кодексе РФ | Вопрос и Ответ
Гражданским процессуальным кодексом РФ установлен порядок гражданского судопроизводства, то есть порядок рассмотрения гражданских дел непосредственно в суде. Из этого определения следует, что

Существует ли запрет на реализацию клофелина в России | Вопрос и Ответ
Клофелин относится к сильнодействующим и ядовитым веществам, которые по своим химическим свойствам не определяются как наркотические и психотропные средства. Поэтому клофелин нельзя назвать

Существует ли святой поцелуй в православии | Вопрос и Ответ
Святое целование, или лобзание — это символ любви, уважения и верности; безгрешный поцелуй и искренний. Чаще всего святое целование встречается среди прихожан традиционных церквей. Например,

Фото Религия

 Изменить 
Существует ли святой поцелуй в православии