Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Мчатся тучи, вьются тучиНевидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золотоСердце народное!
(Н.А. Некрасов)
Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)
Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Есть в напевах твоих сокровенныхРоковая о гибели весть.Есть проклятье заветов священных,Поругание счастия есть.
(А. Блок)
Пеон — четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (— u uu), 2-й( u— uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
Спите полумёртвые увядшие цветы,Так и не узнавшие расцвета красоты,Близ путей заезженных взращённые творцом,Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
Не думай о секундах свысока.Наступит время, сам поймёшь, наверное, —Свистят они, как пули у виска,Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)
Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.
Не шуми ты, рожь,Спелым колосом!Ты не пой, косарь,Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под окномПряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).
«В красе негаснущих страстей».
Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.
Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
Русалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной;И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
Сверхсистемное ударение — ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» — М.Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её прихода,Жизнь, кажется, висит на волоске.Что почести, что юность, что свободаПред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Швед, русский — колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Горные вершиныСпят во тьме ночной;Тихие долиныПолны свежей мглой...
(М.Ю. Лермонтов)
Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:Многие души могучие славных героев низринулВ мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждоюПастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)
Пентаметр — вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
В чистом виде пентаметр не употреблялся.
Логаэд (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Будем жить и любить, моя подруга,Воркотню стариков ожесточённыхБудем в ломанных грош с тобою ставить…(Гай Катулл)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаютсяК твоим /губам,Таинства снова свершаются,И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
Брахиколон — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.
Бейтех,чейсмех,вей, рейсейснег!
(Н.Н. Асеев)
Дол ... ВдругСед ... ЛукШёл ... Ввысь:Дед.След ... Трах!Вёл — ... РысьБрёл ... В прах.Вслед.
(И.Л. Сельвинский)
Что такое гибкое рабочее время (гибкий график работы) | Вопрос и Ответ
При работе в режиме гибкого рабочего времени (работа по гибкому графику) начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. Можно
Что такое сменная работа | Вопрос и Ответ
Сменным является такой режим работы, при котором в течение суток одни работники сменяются другими хотя бы один раз. В течение суток может быть предусмотрено две, три или четыре
Что такое сверхурочная работа | Вопрос и Ответ
Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя в рабочий для работника день (смену) за пределами установленной для этого работника продолжительности ежедневной
Что такое гибкий график и скользящие выходные | Вопрос и Ответ
Ответ: Гибкий график и скользящие выходные являются составляющими режима рабочего времени. При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая
Что такое перемещение и должен ли работодатель запрашивать согласие работника на перемещение | Вопрос и Ответ
Ответ: Перемещение – это «передвижение» работника на работу у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той
Что такое синергия | Вопрос и Ответ
Синергия (греч. συνεργiα — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σuν — вместе, греч.
Что такое собеседование при приеме на работу | Вопрос и Ответ
Собеседование при приеме на работу — это поиск взаимопонимания между интервьюером и кандидатом, шанс выявить плюсы и минусы потенциального сотрудника и найти наилучший способ применения его
Что такое периастр | Вопрос и Ответ
Перицентр — самая близкая к центральному телу точка эллиптической, параболической или гиперболической орбиты. В этой же точке, согласно второму закону Кеплера скорость орбитального движения
Что такое монитор компьютера | Вопрос и Ответ
Базовая конфигурация ПК — минимальный комплект аппаратный средств, достаточный для начала работы с компьютером. В настоящее время для настольных ПК базовой считается
Что такое дифтерия | Вопрос и Ответ
Дифтерия — острое инфекционное заболевание, вызываемое бактериями дифтерии, передающееся преимущественно воздушно-капельным путем, характеризующееся воспалением, чаще всего слизистых