Сочинения по литературе

«Высший свет» в романе Л. Н.Толстого «Война и мир»

0
    Среди нелюбимых Толстым персонажей особенно много представителей так называемого «большого света». Они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на главную роль в истории. Толстой отрицает какое-либо положительное их историческое значение в той же мере, как отрицательно относится к ним в смысле человеческом и нравственном.
    Роман начинается со сцен, рисующих «высший свет», дворянское общество. Мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой хозяйкой. Ее характерная примета — шаблон дел, слов, жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться». За этой характеристикой — авторская ирония и прямая неприязнь к персонажу.
    Во многом подобен Анне Павловне другой герой «большого света» — князь Василий Курагин. Толстой так рисует его портрет: «...в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». Автор дает лишь описание наружности князя, но мы уже знаем, что изображение признаков персонажа сочетается у Толстого с эмоциональным к нему отношением, которое он вызывает у читателя. Внешним портретом героя мы уже в известной степени подготовлены к восприятию цепи его низких поступков в дальнейшем развитии действия: стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи — графа Безухова, а когда это ему не удается, ловит наследника графа — Пьера — и женит его на своей дочери Элен. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля на богатой княжне Волконской. Прочных убеждений, твердых моральных принципов Курагин не имеет. Удивительно метко и ярко показывает Толстой эту черту в поведении и высказываниях князя Василия в салоне Шерер, когда речь идет о возможности назначения Кутузова главнокомандующим.
    В таком же ироническом освещении даны и посетители салона Шерер. Мелкие интриги, придворные
    сплетни, балы, маскарады, праздность, карьера и богатство — вот их интересы, вот чем они живут. Все в этом салоне Толстому противно, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актерством. В этом круге светских людей нет ничего естественного, непосредственного. Бесконечно далеки они от народа, его нужд, им незнакомо чувство родины, истинного патриотизма, они заняты лишь собой. Толстой не показывает этих трутней рядом с простыми людьми или на лоне природы. Их речь, жесты, мимика, поступки определяются условными правилами светского поведения. Во всем этом Толстой видит мертвое начало.
    Одна из ненормальностей светской жизни, как это понимает писатель, — полное смешение в ней нравственных представлений и оценок. Нравственные понятия в свете не просто зыбки, но и искалечены. Ум здесь признают опасным, глупость почитают за светскую любезность, хорошее считают дурным, а дурное — нормальным.
    О светском типе людей, изображенных Толстым в его романе, можно было бы сказать словами Пушкина: «Но в них не видно перемены, все в них на старый образец...» Не изменяются на протяжении всего повествования сами герои, не изменяется и отношение к ним автора.
    К этой же категории светских людей относятся и молодые герои, такие, как Борис Друбецкой, ловко использовавший связи и обстоятельства, ставший фаворитом графини Безуховой и модным украшением салона Шерер, и Берг с его рассказами о собственном «героизме». Цель жизни этих персонажей — быть на виду, суметь получить «тепленькое местечко», богатую жену, создать себе выгодную карьеру, пробраться к «верхам».
    Беспощаден Толстой к администраторам, вроде Растопчина, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом.
    Толстой показывает антинародность и гражданской, и военной власти, паразитизм, духовное убожество, бюрократизм и карьеризм большинства ее носителей. Таков, например, Аракчеев — «исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью...верный исполнитель-блюститель порядка и телохранитель государя..,» Самый главный дворянин и помещик России — Александр I. В толстовском изображении его облик достаточно непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом: Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант».
    Для Толстого характерна полифоничность изображения. Автор рассматривает героя с разных «точек зрения». В самых различных сутуациях показана Элен Курагина, и со всеми она ухитряется говорить по-разному, далеко не одинаково обходится она с любовниками и покровителями, знакомыми и родственниками.
    В «Войне и мире» облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой. Язык дворянской знати — офранцуженный, выражения и обороты его, несмотря на изысканность, стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе для любого случая. Например, в «патриотических» письмах Жюли Карагиной к княжне Марье мы находим множество галлицизмов с примесью чувствительного стиля модного тогда сентиментализма в его жеманной, искусственной форме.
    Писатель обличает светскую жизнь потому, что это, говоря его словами, «жизнь, озабоченная призраками, отражениями». Толстому не нравится всякая жизнь, если она духовно мертвая, если она лишена подлинно человеческих ценностей. Но именно такую мертвую, призрачную, отраженную жизнь и ведут представители «высшего света».
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Личность Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Основной темой произведения являются войны 1805 и 1812 годов и военные деятели, которые приняли участие

Два женских характера в романе Л.Н.Толстого "Война и мир": Наташа и Соня. | Сочинение по литературе
Принято считать, что Наташа Ростова — любимая героиня Льва Толстого Действительно, описания Наташи сердечны и многочисленны. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка" —

Патриотизм состоит не из пышных образов. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир") | Сочинение по литературе
В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой мастерски раскрывает тему «Патриотизма в русских рядах». Война 1812 года была никому не нужна, но так сложились обстоятельства, и она имело свое место в

На перевязочном пункте | Сочинение по литературе
Этот эпизод одна из главных линий книги – то есть разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию, он приходит к

Роль пейзажа в рассказах Л.Н. Толстого "После бала", И.А.Бунина"Кавказ", М.Горького"Челкаш". | Сочинение по литературе
В русской художественной литературе редки произведения, в которых отсутствует пейзаж. Изображение картин живой и неживой природы помогает автору создать определённое настроение, передать душевное

Разнообразие душевного мира героев (по роману А.Н. Толстого «Война и мир»). | Сочинение по литературе
А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения

Пути исканий смысла жизни главными героями романа Л.Н.Толстого "Война и мир" | Сочинение по литературе
Девятнадцатый век невероятно богат для истории русской литературы гениальными писателями и поэтами. Но, безусловно, этот век выделяется еще и тем, что именно тогда творил свои бессмертные

Анализ сцены - Визит князя Андрея в дом Ростовых после бала | Сочинение по литературе
Чтобы рассказать и проанализировать эту сцену, нужно начать немного раньше, а точнее с первой встречи кн. Андрея и Наташи. Наташа и кн. Андрей… Так с чего всё это началось? По опекунским делам кн.

Любимая героиня Л. Н. Толстого | Сочинение по литературе
Речь пойдет о любимой героине Толстого, значит, о Наташе Ростовой? Нет. И не об Анне Карениной, которую автор все-таки осуждает. Автор, заметьте, а не читатели, им этого права автор не дает, что

Смотр под Браунау (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2) | Сочинение по литературе
«Война и мир» Льва Николаевича Толстого – одно из величайших творений 19 века, которое, без сомнения, носит эпохальный характер. Это настоящая эпопея, в которой очень подробно и психологически точно

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить