Сочинения по литературе

«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» (1)

0
“Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Лев Толстой, и мы можем согласиться с этим, ведь война приносит страх, слезы, кровь. Война — это испытание для человека.
Многие писатели рассказывали о войне, но мне наиболее запомнилась повесть В. Быкова “Сотников”. В повести “Сотников” остро ставится вопрос подлинного и мнимого героизма. Главными героями являются Сотников и Рыбак. Может быть, в обычных условиях они бы и не проявили свою истинную натуру, но во время войны Сотников с честью проходит все испытания, остается верным своей Родине, а Рыбак перед лицом смерти предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он, можно сказать, становится врагом. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется его гражданская стойкость. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак внутренне готов пойти на предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным своей Родине, своему долгу солдата. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь?” На этом примере очень хорошо видно, кто является подлинным солдатом, а кто мнимым. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства во имя спасения своей жизни. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. А Сотников же при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможным. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: “Я — партизан, остальные тут ни при чем”. Эти слова были сказаны настоящим солдатом, который верен своей Родине, долгу солдата. Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. В последние минуты жизни Сотников утратил уверенность в праве требовать от других то же, что от себя. Рыбак для него стал просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не хотел, чтобы о нем плохо думали и разозлился только на исполнявшего обязанности Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” — последовал ответ. В своем падении Рыбак винит и Сотникова, который был болен и ранен, и войну, которая началась, он боится пятой пустой петли, которая была предназначена для него. Он не хочет быть полицаем. Еще вчера ему казалось, что полиция — это его единственное спасение, однако получилось все наоборот.
Сотников был настоящим солдатом, который выстоял перед всеми трудностями, не побоялся смерти и не стал предателем, а Рыбак является мнимым солдатом, ради спасения своей жизни он готов пойти на предательство. Кто честно исполнил долг солдата, не предал Родину, его подвиг, честь и слава навсегда останутся в памяти народа.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Быков В.

Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников" | Сочинение по литературе
"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л.Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является

В. Быков "Сотников" (вариант 2) | Сочинение по литературе
«Сотников» - повесть о войне. Действие повести происходит в начале тысяча девятьсот сорок первого года. Главные герои повести – партизаны Рыбак и Сотников. Им по двадцать шесть лет. Они шли за

Великая Отечественная война в русской прозе (на примере одного произведения).(В.Быков "Сотников") | Сочинение по литературе
Василь Быков — один из наиболее глубоких современных художников, в чьем творчестве центральное место занимает тема войны. С ней связано содержание почти всех его произведений 50—80-х годов. В

Мотивы испытания на человечность в повести В.Быкова "Сотников". | Сочинение по литературе
Все, что написал Быков за последнюю четверть века, это о войне. Он первым из советских писателей сумел показать ее по-своему, отойдя от общепринятых рамок. Основная идея его произведений -

«Сотников» Быков - Человек на войне | Сочинение по литературе
Описывая самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главе произведений

Великая Отечественная война в произведениях XX века (На примере повести В. В. Быкова «Сотников») | Сочинение по литературе
1. Человеческая личность в военных условиях. 2. Жажда жизни и гражданский долг. 3. Что предпочтительнее: достойная смерть или жизнь ценою предательства? ...Те, кто

Трудная правда о войне («Сотников», «Знак беды») | Сочинение по литературе
Тема Великой Отечественной войны ста­ла на долгие годы одной из главных в лите­ратуре XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война,

Подлинный и мнимый героизм ("Сотников") | Сочинение по литературе
В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ и светлой печали о миллионах погибших. В День Победы

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") | Сочинение по литературе
В годы Великой Отечественной войны погибло очень большое количество людей. По моему мнению, жестокая правда и трагедия войны и сегодня вспоминаются с болью в сердцах. Тема войны нашла свое отражение

Как создавалась повесть «Сотников» | Сочинение по литературе
Начиная с повести «Круглянский мост», Василь Быков написал несколько произведений, включая «Обелиск» (1971), «Дожить до рассвета» (1972), «Пойти и не вернуться» (1978), которые и критики, и читатели

Фото Быков В.

 Изменить 
Быков В.

Быков В. - Биография

    БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.
    Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.
    Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.
    Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.
    Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.
    За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
    Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.
    В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.
 Изменить