Сочинения по литературе

Великая Отечественная война в произведениях XX века (На примере повести В. В. Быкова «Сотников»)

0
1. Человеческая личность в военных условиях.
2. Жажда жизни и гражданский долг.
3. Что предпочтительнее: достойная смерть или жизнь ценою предательства?

...Те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни? Сколько уже их, человеческих жизней, со времени Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества, и многому ли они научили это человечество?
В. В. Быков

В своей повести В. В. Быков показывает читателю двух двадцати шестилетних бойцов Красной армии — Сотникова и Рыбака. Это два отличающихся друг от друга взгляда на жизнь, на войну. Два разных характера. Две судьбы. Две личности. Но один солдат сумел сохранить свое воинское и человеческое достоинство, а другой — нет. Что же представляли собой эти два человека, которым поручили вместе отравиться в поход за провизией для своих боевых товарищей, которые ждали их в лесу. Рыбак, в общем-то, был неплохим человеком, хотя, как выясняется в ходе повествования, все больше и больше переживал за сохранность собственной жизни. Удивляясь тому, что простывший Сотников все-таки согласился на задание, он помогает товарищу идти. Несмотря на очевидную опасность, он не решается бросить раненного напарника на произвол судьбы. Но постепенно его жалость к Сотникову перерастает в раздражение: «За время продолжительной службы в армии в нем появилось несколько пренебрежительное чувство к слабым, болезненным, разного рода неудачникам, которые по тем или другим причинам чего-то не могли, не умели. Он-то старался уметь и мочь все... В общем, ему пока что везло, наибольшие беды его обходили, он понял, что главное в их тактике — не растеряться, не прозевать, вовремя принять решение. Наверное, смысл партизанской борьбы заключался в том, чтобы, отстаивая собственную жизнь, чинить вред врагу, и тут он чувствовал себя полноценным партизанским бойцом». Другим человеком был Сотников, который до войны работал учителем в школе. Боец с самого начала понимал, что ему нездоровится, но отказаться от ответственного задания не мог: «Потому и не отказался, что другие отказались... Никто из них не болел так, чтобы освобождали от заданий, да еще таких пустяковых, как это... И когда там, у костра на болоте, командир вызвал его по фамилии, Сотников не подумал о болезни». Всю дорогу, даже когда его ранило, Сотников больше всего боялся стать обузой для своего товарища Рыбака. Ему было неприятно ощущать свою зависимость от напарника. Мало того, что его периодически одолевал кашель, бойца еще и ранило в ногу. Сотников понимал, что Рыбаку без него было бы легче и безопаснее. Сотникову, в отличие от напарника, присуще чувство собственного достоинства и осознание вины перед теми людьми, которые из-за их неосторожности оказались в плену у полицаев. Вообще, он больше думал о других, чем о себе, о том, как отразятся его действия на жизни других людей. А у Рыбака в душе был «клубок противоречий»: «В этом изменчивом и неуловимом потоке чувств все чаще стала напоминать о себе, временами заглушая все остальное, тревога за собственную жизнь».

Каждому бойцу, да и каждому человеку, как живому существу, присуща жажда жизни, инстинкт самосохранения. И Рыбак, и Сотников глубоко задумывались о ее ценности, но по-разному. Сотников, размышляя, отмечал , что «жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего... А смерть, что ж — смерти не избежать... Ведь человек при всем его невероятном могуществе, наверно, долго еще останется все таким же физически легко уязвимым, когда самого маленького кусочка металла более чем достаточно, чтобы навсегда лишить его единственной и такой дорогой ему жизни. Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага, когда человек, начисто лишенный всяких возможностей, оказывается способным на сокрушающий взрыв бесстрашия?» Другие чувства обуревают Рыбака: «Он хотел жить! Он еще и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись. Сотников уже не имел для него большого значения».

Показательным моментом и для характеристики Сотникова, и для характеристики Рыбака становится допрос в плену у полицаев. Сотников ведет себя честно и смело. Несмотря на грубые окрики и угрозы следственного Портнова, жестокие пытки Будилы, отважный солдат не выдает своих, не рассказывает ни одной ценной информации о советских войсках. Он ясно понимал, что живым из плена ему уже не выбраться, а взявших его в плен бандитов уже ничто не остановит, потому что «Гитлер их освободил от совести, человечности и даже элементарной житейской морали... Он же перед ними только человек. Он обременен многими обязанностями перед людьми и страной, возможности скрывать и обманывать у него не слишком большие». Больше всего Сотникова волновала судьба Демчихи, матери троих детей, которая по их с Рыбаком оплошности оказалась вместе с ними в плену. Совсем по-другому ведет себя Рыбак. Он боится не то что грубого окрика, а даже гневного взгляда следователя-полицая, и поэтому решает не злить его, немного подлизаться и проговориться и о своей фамилии, и о расположении отряда Дубового. А когда Рыбаку предлагают работать на полицаев, он постепенно превращается в предателя: «...Сквозь минутное замешательство в себе он вдруг ясно ощутил свободу, простор, даже легкое дуновение свежего ветра в поле... Хотя он еще и не осознал всей сложности пережитого и в еще большей степени предстоящего, но уже чувствовал остро и радостно — будет жить! Появилась возможность жить — это главное. Все остальное потом».

А «остальным» для Рыбака оказались и чувство человеческого достоинства, и честь мундира советской армии, и совесть, и ответственность перед родным домом, народом, своей армией и родиной. Так сильно было желание сохранить свою собственную шкуру, что он все-таки продался полицаям. Хотя были тяжкие раздумья и сомнения. Сотников уже ясно понимает, что смерть неизбежна, и встретить ее надо достойно. До последних минут славный боец пытается спасти несчастную Демчиху, Для этого Сотников решается пожертвовать собой, признавшись фашистским бандитам в том, что это именно он прошлой ночью ранил одного из полицаев, а все остальные ни причем. Но смерть настигает всех, кроме предателя Рыбака. И потом перебежчику становится противно самому от себя. Он осознал, что, хоть его и «помиловали», но все равно убили как человека, как личность. Теперь Рыбак мучительно чувствовал себя врагом для всех, даже для самого себя. А Сотников, хоть и умер, но остался настоящим человеком.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Быков В.

Тема войны в творчестве В. Быкова. Внутренний мир героев | Сочинение по литературе
Свое сочинение мне хотелось бы посвятить творчеству В. Быкова. Творчество этого писателя сводится к одной ведущей теме — теме войны. Но, тем не менее, эта тема предстает в книгах в разных ракурсах.

Реализм повестей о войне В. Быкова | Сочинение по литературе
Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза стремится к

Читая реалистическую прозу Василя Быкова | Сочинение по литературе
Думается, однако, точнее других главную особенность произведений Василя Быкова определил Максим Танк, когда сказал: «Знаете, на чем я себя постоянно ловлю, читая донельзя суровую, реалистическую

Понимание войны у Василя Быкова | Сочинение по литературе
Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв

Романтичность ранних повестей Василя Быков | Сочинение по литературе
Да, и сентиментальностью, и красивостью, и прочим, чем грешили в те времена многие книги о войне. А ведь в нашей стране о Великой Отечественной, о второй мировой знают не понаслышке, читатели всегда

Тема войны в современной литературе | Сочинение по литературе
Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... А. Твардовский Победа в Великой Отечественной войне, жестокой и беспощадной, досталась советскому народу непомерно высокой ценой.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили | Сочинение по литературе
Война Быкова “Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили” Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы

"Сороковые роковые..." (обзор творчества) | Сочинение по литературе
Тех, которые, мало заботясь о славе. Были первыми в каждом бою. Знали мы ... Ю. Друнина “Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с

Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова | Сочинение по литературе
В душной атмосфере тоталитаризма, под таким прессом литература, однако, продолжала нелегкое дело осмысления трагических событий войны. Особую роль в семидесятые годы здесь играл В. Быков

В. Быков. "Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили" | Сочинение по литературе
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве,

Фото Быков В.

 Изменить 
Быков В.

Быков В. - Биография

    БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.
    Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.
    Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.
    Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.
    Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.
    За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
    Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.
    В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.
 Изменить